Есть ли у нее будущее, и что будет после кризиса?
Международный валютный фонд ожидает падение мировой экономики на 3%, а казахстанское министерство национальной экономики спрогнозировало снижение ВВП республики на 0,9% в 2020 году. «Мир не будет прежним» – говорят о последствиях экономического кризиса, вызванного эпидемией COVID-19.
На фоне ограничений, которые государства вводят для предотвращения распространения инфекции, страдает бизнес – часть отраслей, например, авиация и другие виды пассажирских перевозок, почти перестали работать. Другие, к примеру, объекты общепита, вынуждены работать по сокращенному графику и только «на вынос».
Ограничения постепенно снимают, в том числе и в Казахстане, где уже запущено авиасообщение между крупными городами, но ситуация напрямую повлияла на работников. По данным Международной организации труда, более 80% всех трудящихся в мире либо не работают, либо заняты неполный день. В секторах экономики, которые в наибольшей степени пострадают от этого, увольнения, снижение оплаты труда и сокращение рабочего времени коснутся 1,25 млрд трудящихся.
Чтобы поддержать граждан, частично или полностью потерявших доходы из-за карантина, национальные правительства выдают социальные выплаты. В Казахстане части населения дважды выплатили пособия в размере минимальной зарплаты – 42 500 тенге. Власти Японии заявили о выплатах всем без исключения гражданам по 100 000 йен (более 900 долларов) в качестве возмещения ущерба от потери работы.
Такие меры правительств открыли новый виток для обсуждения темы базового дохода – безусловных постоянных выплат всем гражданам. Сторонники идеи говорят, что такой механизм поможет бороться с бедностью и повысить производительность труда, их оппоненты уверены, что безусловный доход может провоцировать иждивенчество (да и не все бюджеты выдержат такой нагрузки).
Что такое базовый доход?
Безусловный базовый или основной доход, сокращённо ББД или БОД – это модель социальных выплат, которая предполагает регулярные выплаты одинаковых сумм денег каждому члену общества вне зависимости от социального положения, возраста и других признаков.
Идею ББД централизованно продвигает организация «Всемирная сеть базового дохода» (Basic Income Earth Network). (Впервые идея общего минимального дохода, гарантированного государством, появилась в XVI веке в «Утопии» Томаса Мора). Сторонники этой концепции распространяют информацию об идее базового дохода и исследуют результаты экспериментов по его внедрению. По их мнению, ББД должен соответствовать таким критериям:
- Быть периодическим, то есть выплачиваться регулярно;
- Выплачиваться деньгами, чтобы получатели могли сами решать, на что его потратить;
- Выплачиваться всем гражданам, а не отдельным их категориям;
- Быть универсальным и безусловным, отбора по критериям или специальных требований быть не должно.
Сторонники идеи говорят, что на выплаты ББД могут пойти деньги, которые раньше направляли на соцпособия (ведь базовый доход их собой заменит), а также налоги или дополнительный выпуск денег. Но именно поиск денег зачастую становится проблемой для концепции ББД.
Для чего нужен базовый доход?
ББД поможет решить сразу несколько проблем.
- Бедность. Ее получится побороть, потому что каждый гражданин будет получать определённую сумму денег для поддержания жизни.
- Безработица. Введение базового дохода даст людям, оставшимся без работы, время для переобучения и более тщательного поиска новой работы без риска «остаться на улице».
- Профориентация. Регулярные выплаты базового дохода дадут людям возможность двигаться по тому карьерному пути, по которому они хотят, а не браться за первую попавшуюся работу.
Кроме того, могут снизиться затраты на организацию и управление социальными пособиями. Так как базовый доход подразумевает замену всех соцвыплат одной, не нужно будет проверять граждан на соответствие тем или иным условиям участия в программах поддержки.
Базовый доход где-то работает?
Полноценной системы нет нигде в мире. Но проведено много экспериментов по внедрению безусловного базового дохода в отдельных сообществах или регионах государств. Результаты разные.
Например, исследование было проведено в индийском штате Мадхья-Прадеш в 2012-2013 годах. Небольшие ежемесячные денежные переводы получали более 6 тысячи человек в период от 12 до 17 месяцев. Авторы эксперимента сделали выводы, что базовый доход положительно повлиял на благосостояние людей с точки зрения условий жизни, улучшения санитарных условий, питания, здравоохранения и школьного образования. Также выросли показатели по доходам и продуктивности труда, а получатели смогли обеспечить себе финансовую безопасность.
Положительные результаты дал и эксперимент в Намибии. Там около тысячи человек из поселений Омитаре и Очиверо ежемесячно получали фиксированную сумму выплат (100 намибийских долларов с 2008 по 2009 год, а затем 80 местных долларов до марта 2012-го). Ситуация с бедностью начала исправляться, ускорилось местное экономическое развитие, уровень преступности снизился.
Самый обсуждаемый эксперимент последних лет прошёл в Финляндии в 2017-2018 годах. Две тысячи граждан из числа безработных в течение двух лет получали каждый месяц по 560 евро. При этом поведение участников сравнивали с контрольной группой из 173 тысяч человек, которые также получали пособие по безработице.
Окончательные итоги эксперимента не подведены. Но данные первых опросов показывают, что благополучие основных получателей дохода было лучше, чем в контрольной группе. Те, кто находился в тестовой группе, испытывали значительно меньше проблем, связанных со здоровьем, стрессом и способностью концентрироваться, чем в контрольной группе. Главная цель эксперимента – стимулирование участников к поиску работы, похоже, не была достигнута. Предварительные данные не показали различий в статусе занятости между двумя группами.
Почему базовый доход до сих пор не внедрили?
Причин несколько. Во-первых, проведённые эксперименты не смогли дать однозначный ответ на вопрос, приносит ли базовый доход те положительные результаты, о которых заявляют его апологеты. Описанные выше примеры в Индии и Намибии продемонстрировали рост благосостояния участников экспериментов, но это не дает понимания, как такой инструмент будет работать при большем охвате.
Опыт Финляндии показал, что у безработных граждан не растёт мотивация искать трудовую занятость, хотя они стали чувствовать себя увереннее в финансовом плане. Возможно, ответить на вопрос об эффективности базового дохода помогут будущие более масштабные и продолжительные эксперименты. Но их проведение, как и в целом внедрение модели ББД, натыкается на вторую проблему – финансирование.
Сторонники базового дохода утверждают, что он позволяет отменить все действующие социальные выплаты, а также сэкономить за счет упрощения системы администрирования, потому что не нужно будет контролировать большое число платежей. Но хватит ли таких этих денег, чтобы выплачивать базовый доход? Цифры показывают, что нет, и это видно на примере Казахстана.
«Экономика Казахстана не готова обеспечивать стабильные выплаты базового дохода, особенно в сложившейся ситуации. Из-за снижения цен на нефть и введения карантина страна ежемесячно теряет миллиарды тенге. Введение базового дохода будет не по карману Казахстану ни сейчас, ни в ближайшем будущем», – говорит руководитель отдела анализа данных компании CEX.IO Broker Юрий Мазур.
В последней версии республиканского бюджета на 2020 год для целей «Социальной помощи и социального обеспечения» выделено более 4 трлн тенге. В эту группу расходов входят и сами пенсии, и разные исследования в части соцобеспечения и совершенствования этой системы.
Предположим, что выплаты в размере прожиточного минимума, в среднем 30 тысяч тенге в январе 2020 года, будут делать всем без исключения гражданам республики – это порядка 18 671 900 человек. Умножив количество граждан на 12 месяцев выплат, мы получим сумму в более 6,7 трлн тенге.
Но перекроют ли такие выплаты, например, получаемые ныне пенсии или другие пособия, да и вообще будут ли они достаточными для поддержания нормальной жизни? Если же сумму выплат увеличить до минимальной зарплаты – 42 500 тенге, то на ББД нужно будет выделять больше 9,5 трлн тенге. И это при общей расходной части бюджета в чуть более 13,8 трлн. Таким образом, расходы казны, которые должны будут идти на прямые выплаты гражданам, в случае Казахстана вырастут более чем в два раза.
Где взять дополнительные деньги? Можно улучшить налоговое администрирование, а также повысить или ввести новые налоги. В таком случае «государства» в измерении регулирования и количества чиновников может стать больше, а не меньше, как предполагает концепция ББД. Дело в том, что повышение собираемости налогов и в целом налоговое администрирование может привести к более пристальному вниманию фискальных органов к гражданам и бизнесу, что означает увеличение их штатов.
Более простой способ – эмиссия наличных денег, то есть запуск печатного станка. Но увеличение объема денег в экономике приведет к росту инфляции, что обесценит выплаты. Из-за этого размер ББД придется увеличить и, соответственно, опять печатать деньги.
Юрий Мазур отметил ещё одно противоречие, связанное с базовым доходом, – влияние на мотивацию граждан. Проведенные эксперименты не смогли дать точный ответ на вопрос, помогает ли ББД безработным внимательнее подходить к поиску рабочего места, а трудящимся – достигать в работе лучших результатов.
Аналитик инвестиционной компании EXANTE в Казахстане Андрей Чеботарев также считает, что получение базового дохода «расслабляет» работников. Казахстану, по его мнению, нужно мотивировать людей «двигаться и работать, а не сидеть ровно и что-то получать».
«У нас очень низкая производительность труда. Вкладывая эти деньги в мотивацию сотрудников работать лучше и больше, можно совершить рывок», – сказал Чеботарев в разговоре с редакцией.
Введение ББД требует стабильности от финансовой системы страны и развитого конкурентного рынка труда, что можно наблюдать только в развитых странах. Однако Юрий Мазур уверен, что внедрение базового дохода также едва ли возможно и в странах Европы, экономики которых считаются сильными.
«Чтобы внедрить безусловный базовый доход, экономика страны должна быть достаточно устойчивой, а в нынешних условиях это невозможно. (…) Борьба с коронавирусной инфекцией и восстановление экономики и так требуют огромных затрат. Многие страны не могут себе позволить введение базового дохода», – сказал эксперт.
Идея базового дохода широко поддерживается гражданами. В марте 2017 года компания Dalia Research провела опрос 11 тысяч человек из 28 стран Европы. На вопрос «Какой наиболее вероятный эффект на ваш выбор работы оказал бы базовый доход?» всего 3% опрошенных заявили, что прекратили бы работать. Большая часть опрошенных – 37% – ответила, что базовый доход не повлиял бы на выбор работы, и лишь 5% сменили бы работу. При этом в целом количество людей, выступающих «за» введение ББД, выросло в сравнении с прошлым опросом, проведенным в 2016-м – с 64% до 68%.
Отдельных данных по Казахстану нет, но подобный опрос в 2017 году компания HeadHunter провела в России, схожей с нашей страной экономически. 62% из почти 5 тысяч опрошенных позитивно отнеслись к идее введения ББД. Среди положительных моментов около половины респондентов отметили снижение числа преступлений, спровоцированных бедностью. Следующими по популярности стали возможности повышения уровня жизни на фоне снижения социального неравенства, а также более комфортный процесс получения образования.
Самым неоднозначным моментом во внедрении ББД 56% опрошенных назвали возможность массового нежелания работать. Но при этом лишь 3% заявили, что перестанут работать сами. Большая часть – 51% респондентов – отметили вариант ответа «Я буду изучать новое и развиваться».
Нынешний кризис что-то изменит?
Тренд на роботизацию никуда не делся, а нынешний кризис, вызванный пандемией COVID-19 и карантинными мерами, вынудил национальные правительства выделять гражданам выплаты. Например, в США выплачивают 1 200 долларов всем гражданам, которые исправно платили налоги.
Власти Испании пошли дальше: по данным СМИ, правительство этой страны планирует как можно скорее развернуть «программу универсального базового дохода», чтобы снизить влияние кризиса на население. По словам чиновников, эта программа может сохраниться и после пандемии. Но неясно, о каких суммах дохода и охвате идёт речь.
Эксперты считают, что даже после нынешнего кризиса базовый доход не перейдет от идеи к реализации. Андрей Чеботарёв говорит, что действия, например, правительства США – это «helicopter money» («деньги с вертолета», инструмент монетарной политики по прямой выдаче денег гражданам), а не модель базового дохода.
«Стоит разделять безусловный базовый доход и «helicopter money». Это разные инструменты. «Вертолётные деньги» предназначены в первую очередь для экономики, и их цель – перезапустить экономическую машину «пинком» повышения спроса. Деньги выделяются людям, которые не смогли найти работу из-за кризисных процессов, чтобы тут же вернуться в экономику в виде покупок товаров и услуг. Безусловный базовый доход – это помощь для людей, которые не нужны экономике», – говорит собеседник
Андрей Чеботарёв обращает внимание, что Япония, США и Гонконг пока проводят только политику «helicopter money» для экстренного перезапуска экономики. В Казахстане такой способ «не взлетит», потому что выданные деньги уйдут в чужую экономику из-за преобладания импорта.
«Тем не менее, выдаваемые 42 500 тенге как аналог безусловного базового дохода имеют место быть. Пособие дают не всем, а тем, кто пострадал и нуждается в нём, его будут выдавать не один раз, а пока ситуация не исправится, то есть не закончится ЧП. Таким образом Казахстан достаточно активно применяет частичную модель безусловного базового дохода – на пособие уже подало более 90% трудоспособного населения, а получило его более 50%», – говорит аналитик.
Похожее мнение выразил и Юрий Мазур. Он считает, что меры правительства Японии и других стран, например, Турции, призваны компенсировать потери, которые население терпит из-за карантина.
«Это лишь одна из антикризисных мер, (…) направленных исключительно на поддержание людей с низким уровнем жизни и тех, кто лишился работы из-за распространения эпидемии», – добавляет аналитик.
Поэтому пока рано говорить о внедрении в какой-то стране базового дохода после кризиса, и дело не только в нехватке средств в экономике. Проблемы глубже: при всех плюсах ББД в виде борьбы с бедностью и повышения производительности труда всё до конца не ясно, как же на самом деле его введение отразится на экономическом развитии.
«На мой взгляд, ввести базовый доход пока невозможно. В экономике есть свои механизмы: вы получаете деньги за то, что делаете работу, производите товары или услуги. Если вы получили какие-то деньги просто так, то это значит, что их не получил кто-то другой. Ничего бесплатного в экономике не бывает», – говорит эксперт международной брокерской группы Tickmill Арман Бейсембаев.
Внедрение базового дохода почти невозможно, так как не вписывается в нынешнюю экономическую систему. Ситуация может измениться только когда в игру вступят повсеместные автоматизация и роботизация, которые резко повысят производительность труда и позволят высвободить значительные человеческие ресурсы.
Автор Юрий Масанов
Источник kursiv.kz