Прогнозы по экспорту пшеницы в КНР в новом маркетинговом году неутешительно малы .
Казахстанскому зерну нужно заново открывать для себя китайское направление, так как конкуренция с российской пшеницей на традиционных рынках усиливается, что давит на внутреннюю цену. Об этом в кулуарах международной конференции Eurasian Agricom рассказал официальный представитель Зернового союза Казахстана, учредитель группы компаний "Северное зерно" Евгений Карабанов, сообщает inbusiness.kz.
"Нам крайне необходимо открывать Китай. У нас был экспорт 500 тыс. тонн пшеницы в Китай пять лет назад, и мы планировали, что он будет расти до 1 млн тонн. Но потом случились ковид и карантинные ограничения. Сейчас крайне необходимо решать вопрос (по увеличению экспорта зерна в КНР. – Ред.) на государственном уровне. Наш глава государства с председателем Си встречались – они решили, что надо увеличивать экспорт, но чиновники же ничего не делают, как всегда. Надо нашим чиновникам усилить работу, надо начинать давить на китайских коллег на уровне министерств, на уровне железнодорожных администраций, а то позиция такая: "А Китай не дает, и все", вот наша КТЖ", – сказал он в комментарии редакции .
Он подтвердил, что приоритет в пограничном переходе грузов в Китай отдается металлам, в то время как можно было бы пропускать составы с разными видами грузов по очередности: условно, три состава руды, один состав зерновых. Контейнерные перевозки обходятся для экспортеров зерна слишком дорого и не рассчитаны на их объемы.
"Контейнерные перевозки по дороговизне вторые стоят после авиаперевозок. Это необходимо понимать. Плюс недостаток контейнеров, фитинговых платформ – это тоже тот фактор, который не дает их увеличить. Нужно нормальные железнодорожные вагонные отправки делать. В этом случае мы способны выйти на эти объемы, которые были хотя бы. Театр абсурда – весь мир таскает в Китай свою продукцию, морем таскают и так далее. У нас прямая граница с Китаем, и мы не можем свою продукцию поставить. Третий переход построят, а где работа по двум существующим по сельхозгрузам? Это работа наших чиновников. Они должны этим заниматься, бизнес не в состоянии решить эти проблемы. Как только они о чем-то договорятся, бизнес тут же все сделает", – убежден представитель зернового предпринимательства.
В новом маркетинговом году 2022/23 в КНР может быть отправлено до 90 тыс. тонн пшеницы, 10 тыс. тонн муки и 100 тыс. тонн ячменя, прогнозируется в материалах конференции. В прошлом маркетинговом году эти показатели в китайском направлении были очень слабые – 23,7 тыс. тонн пшеницы, 6,2 тыс. тонн муки и 80,5 тыс. тонн ячменя.
По словам Карабанова, на многих экспортных направлениях сейчас сохраняются проблемы с вагонами – их не хватает. Более того, в совокупности наблюдаются определенные инфраструктурные ограничения по локомотивной тяге из-за нехватки магистральных и маневровых локомотивов, заторы на погранпереходах, долгие процедуры по погрузке и выгрузке зерна на железной дороге и возврату порожних вагонов. В итоге ежемесячно страна может вывозить за рубеж всего до 800-850 тыс. тонн зерна, посчитал специалист.
Между тем в КТЖ считают, что ситуация с перевозкой зерна на железной дороге нормализуется в середине октября.
"15-20 октября более или менее ситуация нормализуется. Во-первых, это окончание наших летних путевых работ, где в этом году большая работа проводится по инфраструктуре – порядка 550 км идет капитальный ремонт пути, который идет уже к завершению, и ряд локомотивов у нас, конечно же, отвлечены на эту перевозку. В этом году была большая перевозка по государственной программе строительства автодорог республиканского значения в западном регионе, большая перевозка была, и сейчас она тоже идет в октябре к своему завершению. Кроме этого, была большая нагрузка в сентябре по перевозке дизельного топлива, бензина, которая сейчас уже нормализовалась. В целом по локомотивам мы имеем определенное обновление парка. Ежегодно согласно программе будет закуп до 70 локомотивов. В этом году мы уже 44 локомотива получили и до конца года весь этот план закупа локомотивов выполним. И все это, конечно, сказалось на текущей ситуации в сентябре, и чуть-чуть еще в октябре будут определенные затруднения", – сказал топ-менеджер "КТЖ – Грузовые перевозки" Нуржан Кельбуганов в ходе конференции.
Он добавил, что в этот сезон многие поезда задерживались в России и часть из них была задействована на угольной перевозке в Европу. По сведениям Кельбуганова, в лучшие годы по железной дороге перевозилось до 1,2-1,3 млн тонн зерна в месяц, на этот показатель в КТЖ планируют выйти.
"В этом году мы также думаем, что в Средней Азии у нас особых проблем не будет. С узбекистанской дорогой у нас есть определенные договоренности, что до 30 поездов будем принимать. Единственное проблемное направление – это, конечно, китайское направление. Оно понятно, последние два года в связи с пандемией прием поездов ограничен. Если у нас была договоренность до 18 поездов принимать или сдавать по стыку Достык, на сегодня у нас видим цифру 11-12 поездов. Это связано, во-первых, с двойной обработкой всех принимаемых грузов китайской стороной. Во-вторых, там идет строительство выгрузочных терминалов, опрокидывателей для приема насыпных грузов", – пояснил железнодорожник.
По информации Карабанова, экспорт казахстанской пшеницы вместе с мукой в зерновом эквиваленте в Узбекистан обычно достигает примерно 3 млн тонн. Больше 1 млн тонн пшеницы берет Таджикистан, на долю Афганистана выпадало около 700 тыс. тонн, а если считать с мукой, то 2,8 млн тонн. Кроме того, небольшие объемы забирали другие южные соседи – Туркменистан до 400 тыс. тонн и Кыргызстан до 200 тыс. тонн. Однако в этом году российское зерно увеличит конкуренцию в Средне-Азиатском регионе из-за своей дешевизны и возможности получить низкие железнодорожные тарифы через Казахстан.
"Россия сейчас объявила, что подписали с Афганистаном соглашение на поставку 2 млн тонн, а это зерно, естественно, пойдет через территорию Казахстана. На сегодняшний день очень высокий транзитный тариф. Транзитный тариф – он по соглашению стран установлен в швейцарских франках, единая сетка этого тарифа в зависимости от расстояния применяется. Но страны могут идти друг другу навстречу, вводя понижающие коэффициенты. И я думаю, что сейчас Россия будет требовать с Казахстана понижающий коэффициент. Что это означает для нас? Мало того, что наше зерно не пойдет в Афганистан и, соответственно, частично мука, так еще и введя этот понижающий коэффициент, мы получим поставки российского зерна напрямую в Узбекистан, Таджикистан – на наши традиционные рынки, потому что транзитный тариф не действует на страну назначения, он действует по территории Казахстана в этом направлении, он будет дешевле. Это удешевит поставку российского зерна, и российское зерно на тех рынках будет предлагаться по более низкой цене. А учитывая, что себестоимость российского зерна ниже и цена в России на него ниже, можно полагать, что будет очень жесткая конкуренция. Поэтому нам нужно отстаивать свои государственные интересы", – считает представитель Зернового союза.
По его информации, в этом году в Казахстане сложился хороший урожай зерна – до 12,5 центнера на гектар, и сейчас внутренняя цена на пшеницу активно снижается на внутреннем рынке. Так, если в июне она доходила до 180 тыс. тенге за тонну пшеницы, то сейчас скатилась до 120 тыс. тенге, притом что себестоимость ее производства достигает, по расчетам Карабанова, до 100 тыс. тенге на тонну, то есть фермеры практически лишаются рентабельности с ценовым снижением. Недавно объявленная Продкорпорацией цена закупа выше 120 тыс. тенге c учетом НДС была рыночной и справедливой, считает зерновик, она стабилизировала рынок, в итоге котировки перестали скатываться.
В ходе конференции различные участники рынка высказывали мнение, что внутренний рынок будет сильно зависеть от объемов закупа Продкорпорации в новом маркетинговом году. В то же время в России собран рекордный урожай, небольшая часть которого будет вывозиться и в Казахстан, где объемы импорта будут зависеть от курсообразования рубля в том числе.
Согласно прогнозам Карабанова, в новом маркетинговом году на казахстанский рынок может зайти 1,3-1,5 млн тонн российского зерна.
"Оно будет давить сильно, в принципе, в этом году у нас нет необходимости с точки зрения нашего баланса в российском зерне. У нас открытые границы, и полбеды, если оно заходит официально. Страшно, когда заходит серый импорт, на который не платятся налоги, за счет этого входящая цена зерна становится существенно дешевле и предлагается дешевле, и тем самым оно обваливает цены на наших традиционных рынках. Здесь государство недополучает, железнодорожные перевозки недополучают к тарифу, недополучают наши экспортеры, и, соответственно, недополучат наши фермеры, понимаете, какая цепочка? Ради того, чтобы эти серые дельцы, транснациональные организованные преступные группировки – я не побоюсь этого слова, в которые входят граждане Казахстана, Российской Федерации, южных стран, которые уже давно организовались, работают стабильно ради того, чтобы они зарабатывали. Как-то неправильно это видеть", – высказался участник зернового рынка.
По данным представителя Зернового союза, в отношении подсанкционного Ирана в новом маркетинговом году могут сложиться неплохие перспективы. Так, экспорт туда казахстанской пшеницы может достигнуть полумиллиона тонн, а ячменя из Казахстана – 400-450 тыс. тонн. Однако и в этом направлении складывается сильная конкуренция с российским зерном.
Согласно информации гендиректора Актауского морского северного терминала (АМСТ) Даурена Калиаскарова, сейчас до 99% зерновых грузов через гавань идут в Иран с пропорцией ячменя и пшеницы почти наполовину. При этом приблизительно 20-25% перевалки терминала – это транзит из России. В Азербайджан отгрузки из Актау нет, поскольку туда дешевле доставлять зерновые грузы по железной дороге, отметил топ-менеджер. В азербайджанском направлении экспорт зерна в новом маркетинговом году может составить 500 тыс. тонн пшеницы, указывается в материалах конференции.
Между тем стоит упомянуть, что, по прогнозам Карабанова, экспорт пшеницы с высоким содержанием белка hi pro в новом маркетинговом году может достигнуть 200 тыс. тонн, а твердой пшеницы дурум – около 300 тыс., что в целом составит примерно полмиллиона тонн.
К слову, отвечая на вопрос редакции о том, готова ли методика трансфертного ценообразования на зерно, которая из-за важности для экспорта долгое время обсуждалась участниками рынка на площадке НПП "Атамекен" совместно с налоговыми органами, представитель Зернового союза заявил, что она уже год находится на согласовании в МСХ.
Автор Данияр Сериков
Источник inbusiness.kz