Огромный масштаб климатического кризиса может заставить даже крупнейшие институты мира чувствовать себя беспомощными. Однако, если многосторонние банки развития изменят свое мышление, они смогут сделать гораздо больше для борьбы с глобальным потеплением, а также быстрее, используя значительные ресурсы, которыми они управляют , сообщает exclusive.kz .
Мы живем в мире, охваченном кризисом, когда войны, болезни и экономические трудности в последние годы наносят ужасный ущерб человеческому благополучию. Больше всего тревожит усугубляющееся воздействие изменения климата, которое угрожает самому существованию бесчисленных видов, в том числе и нашего собственного.
Времени на решение проблемы почти не остается. Межправительственная группа экспертов по изменению климата недавно предупредила, что температура на планете, скорее всего, поднимется на 1,5° по Цельсию в течение следующего десятилетия по сравнению с доиндустриальным уровнем и преодолеет этот критический порог без немедленного и масштабного сокращения выбросов. Мы можем попасть в порочный круг, в котором последствия изменения климата отвлекают внимание и ресурсы от устранения его причин, еще больше препятствуя прогрессу по мере ухудшения последствий.
Чтобы избежать этой участи, вкладываются миллиарды долларов, а нужны триллионы. Откуда взять эти средства? Высокий уровень государственного долга ограничивает возможности многих стран в отношении проводимой политики, а приемлемых для финансирования проектов недостаточно для привлечения необходимых частных инвестиций.
Многосторонние банки развития (МБР), такие как Азиатский банк развития (АБР), президентом которого я являюсь, могут предоставить крайне необходимое финансирование и экспертные знания для прогресса в области климата. Однако мы не можем принять решительные меры, не внося кардинальных изменений в нашу деятельность. Я считаю, что МБР должны делать больше и быстрее с теми значительными ресурсами, которыми мы управляем. Недостаточно просто ставить меры по борьбе с изменением климата на первое место в повестке дня в области развития. Климатический кризис требует кардинальных изменений в нашем мышлении как профессионалов в области развития.
Ставки наиболее высоки в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Помимо того, что на этот регион приходится более половины мировых выбросов парниковых газов, повышение температуры в этом регионе происходит быстрее, чем в каком-либо другом, и он крайне уязвим к повышению уровня моря, экстремальным погодным явлениям и потере биоразнообразия. Эти тенденции будут только усиливаться, если МБР будут продолжать осуществлять свою деятельность в обычном режиме.
Чтобы повысить шансы человечества на победу в битве с изменением климата, МБР должны измениться в трех направлениях. Для начала необходимо пересмотреть некоторые базовые принципы их работы, а именно традиционный подход, ориентированный на страну. Издержки, связанные с изменением климата, и выгоды от инвестиций в адаптацию и смягчение последствий выходят за пределы национальных границ, поэтому нам нужна более региональная и глобальная перспектива, которая использует уникальную способность МБР объединять и координировать действия в различных политических юрисдикциях.
Такие инициативы, как Механизм энергоперехода, совместный и масштабируемый инструмент смешанного финансирования для ускорения вывода из эксплуатации угольных электростанций в нашем регионе, являются шагом в правильном направлении. Возглавляемый АБР, он сочетает в себе льготные ресурсы от доноров, благотворительных источников и других со средствами по рыночным ценам от институтов финансирования развития и коммерческих инвесторов.
Однако нужно гораздо больше. Торговая политика и соглашения по экологизации могут уменьшить негативное воздействие торговли на окружающую среду, в том числе от экспорта отходов и пластика в развивающиеся страны. Точно так же более точная оценка производственных выбросов в торговых соглашениях может помочь предотвратить перемещение «коричневых» отраслей в страны с более низким уровнем доходов и более слабыми экологическими нормами. Для поощрения более экологичного производства и выработки электроэнергии также потребуется более тесная координация механизмов трансграничного ценообразования на выбросы углерода.
Второе изменение, которое должны принять МБР, заключается в значительном увеличении инвестиций в климат. Члены G20 утверждают, что, проводя реформы для более эффективного управления капиталом, МБР могут увеличить кредитование на сотни миллиардов долларов, не ставя под угрозу свой кредитный рейтинг «ААА».
Я согласен, что нам нужно делать больше с тем, что у нас есть. АБР пересматривает свою структуру достаточности капитала, чтобы изучить, как корректировки, такие как пересмотр допустимого риска и оптимизация балансов, могут создать больше возможностей для увеличения кредитования. Это важный шаг, но необходимы дополнительные инновации как для получения дополнительных ресурсов, так и для обеспечения того, чтобы они стимулировали решительные меры по борьбе с изменением климата.
С этой целью крайне важно, чтобы МБР расширяли свои возможности по мобилизации частных инвестиций для более широкого круга климатических программ, в том числе с помощью механизмов смешанного финансирования. Они должны возглавить глобальное расширение инновационных структур финансирования, стимулируя более широкое трансграничное и государственно-частное сотрудничество в борьбе с изменением климата.
Еще один способ высвободить дополнительный капитал для инвестиций, связанных с климатом, – разделить финансовый риск, который может принимать форму условных гарантий от стран-доноров. Капитал, который в противном случае МБР отложили бы на случай дефолта, можно было бы вместо этого использовать для получения дополнительных ресурсов.
МБР также следует шире использовать льготное финансирование, включая гранты, для повышения инвестиционной привлекательности проектов. Это особенно важно для стран со средним уровнем дохода, которые производят значительные выбросы, но, как правило, не имеют доступа к льготным кредитам для проектов развития.
Наконец, наши институты должны стать более эффективными и результативными. Внедрение глобальных и региональных приоритетов развития в основу нашей бизнес-модели требует более глубоких климатических и отраслевых экспертных знаний, которые можно мобилизовать, невзирая на границы. Эксперты из частного и государственного секторов, чья работа редко пересекается в большинстве МБР, должны сотрудничать, чтобы выявлять препятствия для частных инвестиций в такие области, как возобновляемые источники энергии, и разрабатывать политику, которая могла бы высвободить инвестиции в последующие этапы.
Предстоящая новая операционная модель АБР радикально изменит нашу структуру, чтобы сократить организационные барьеры и увеличить работу, связанную с климатом, а также в частном секторе. Я вижу в этом только первый шаг на пути реформ, которого должны придерживаться все МБР, чтобы эффективно реагировать на быстро меняющиеся вызовы, такие как глобальное потепление.
Масштабы изменения климата могут заставить нас чувствовать себя беспомощными. Однако если мы будем действовать смело сейчас, мы сможем избежать порочного круга. Я считаю, что МБР могут принять вызов, как они это сделали в ответ на другие глобальные кризисы. Предотвращение катастрофы такого масштаба требует никак не меньшего.
Автор Масацугу Асакава
Источник exclusive.kz