По официальным данным, за 2019 год бензин стал дешевле на 4,6%.
По данным Комитета по статистике, в Казахстане в 2019 году было произведено 4 млн 539,9 тыс. тонн бензина. За год рост производства составил 14,8%. В абсолютных цифрах это значит, что в год бензина в стране стало выпускаться почти на 600 тыс. тонн больше.
Рекорды производства пришлись на декабрь. За один месяц
объем выпуска продукции составил 469,2 тыс. тонн – на 27% больше, чем в декабре 2018
Впрочем, так много бензина в стране еще не производилось. Да и в целом год в плане объемов оказался достаточно удачным:
- по сравнению с 2015 годом производство выросло почти на 60% — тогда годовой показатель был менее 2,9 млн тонн.
- Начиная с августа, месячные объемы не падают ниже 400 тыс. тонн. До этого такого уровня удалось добиться лишь раз – в октябре 2018 года (403,3 тыс. тонн).
- Худшими месяцами в 2019 году стали февраль и март – производство оказалось на уровне 269 тыс. тонн. Но и это больше, чем, к примеру, среднемесячный объем производства в 2017 году (256,1 тыс.).
Спрос на бензин упал
Рост производства бензина идет на фоне снижения спроса. По данным Комитета по статистике, за 10 месяцев 2019 года на внутреннем рынке было реализовано 3 млн 641,3 тыс. тонн. Это на 4,6% (или 174,3 тыс. тонн) меньше, чем в январе-октябре 2018.
На рынке вообще наблюдается некоторая цикличность: два года продажи растут, на третий падают. Снижение сбыта по итогам 10 месяцев отмечалось в 2013, 2016 и вот теперь в 2019 годах.
На уровне реализации никак не отразился ажиотаж со стороны водителей из соседних стран. Чиновники всех уровней неоднократно говорили о том, что россияне приезжают заправляться в Казахстан – так дешевле. Приводились и конкретные примеры:
в малочисленной Северо-Казахстанской области продажи топлива оказались выше, чем в самых населенных регионах республики
Для того, чтобы предотвратить утечку казахстанского бензина в Россию, даже был введен запрет на вывоз топлива автотранспортом. А также принято решение о поднятии акцизов – мол, это приведет к росту цен, приблизив их к российским.
Чем южнее – тем быстрее падают цены
Сам по себе бензин не дорожает. Даже наоборот: рост производства и падение спроса привели к тому, что в 2019 году стоимость топлива снизилась на 4,6%. Аналогичная картина была и в 2018 году – тогда бензин потерял в стоимости 2,8%. Вообще, по итогам 16 из последних 21 месяцев отмечалось снижение цен. Лишь дважды – в августе и октябре 2019 – произошел рост стоимости, но и он был символическим. Оба раза официальная статистика показывала подорожание на 0,1%.
При этом снижение стоимости по республике идет неравномерно. В 2019 году в Северо-Казахстанской области цены упали на 1,1%. Это говорит о том, что даже повышенный спрос со стороны россиян не перебил рост предложения. В Павлодарской области наблюдалось снижение на 1,2%. Чем южнее, тем оно заметней. Так, в 2019 году цены на бензин в Шымкенте и Туркестанской области упали на 7,3%, в Жамбылской – на 7,4%.
Экспорт пошел в дальнее зарубежье
Во второй половине 2019 года Казахстан стал экспортером бензина. Предполагалось, что первые поставки пойдут в страны-партнеры по ЕАЭС. Однако все бюрократические вопросы утрясти так и не удалось, в итоге первыми покупателями стали страны, которые не имеют отношения к союзу.
По итогам 11 месяцев 2019 года главным импортером казахстанского бензина стал Таджикистан. Туда продано 17,4 тыс. тонн на общую сумму $9,6 млн. Следом идет Афганистан – 14 тыс. тонн и $7,5 млн. На третьем месте Нидерланды. Продажи в эту страну начались лишь в ноябре, за месяц было продано 4,8 тыс. тонн за $1,8 млн. Всего же в январе-ноябре экспорт составил 42,7 тыс. тонн, или $21,6 млн. Из них 19,7 тыс. тонн и $9,8 млн в ноябре.
Неудивительно, что Казахстан перестал закупать топливо извне. Если ранее бензин был одной из главных статей импорта, теперь он не играет никакой роли. За 11 месяцев в республику было завезено топлива на $7,5 млн – это почти в 30 раз меньше, чем в за полный 2018 год, и в 64 раза меньше, чем в 2017.
Автор Алексей Никоноров
Источник 365info.kz