И привезли ли мигранты из России вторую волну рублёвого кеша в Казахстан?
На конец августа 2022 года в казахстанских банках оставалось около 10 млрд рублей наличными. Это остаток после вывоза БВУ части скопившейся у них наличной валюты соседнего государства, и он, как пояснили в Нацбанке РК в ответе на запрос , сопоставим со средним историческим объемом наличных российских рублей в казахстанских БВУ , сообщает forbes.kz.
Сколько вывезли банки?
С проблемой избытка рублевой наличности казахстанские банки столкнулись весной и летом этого года. Отправлять прибывающий вместе с гостями из России «деревянный» кеш на свои корреспондентские счета в иностранные банки они не могли, поскольку действовал запрет на вывоз наличной иностранной валюты и денежных инструментов в инвалюте в сумме больше $10 тыс. (в эквиваленте). «Зависшие» наличные рубли несли сектору убытки. Позже банкам разрешили вывезти наличность, но только в пределах объема, накопленного в кассах на 1 июля (на время 23.59), и в срок до 31 августа.
С середины марта, когда вступил в силу соответствующий указ президента, к концу мая в «кубышках» БВУ, согласно данным Нацбанка, собралось 25–35 млрд рублей. Если исходить из ответа НБК об остатках к концу августа, то можно предположить, что банки смогли вывезти весь избыточный объем рублевой наличности – 15–25 млрд рублей.
Есть ли риски новой волны кеша?
«Вопрос наличных рублей снова становится актуальным», – написал в конце сентября в своем Telegram-канале председатель правления Банка ЦентрКредит Галим Хусаинов. Обостряющуюся проблему он изложил в нескольких тезисах: в Казахстане «существует два рынка рублей», и многие зарабатывают на этом через «схемы»; из-за объявления мобилизации «приток наличных рублей увеличится в разы»; действующее ограничение на вывоз рублей «увеличит черный рынок». «Думаю, нужно взвешенно пересмотреть политику по рублям. Например, хотя бы разрешить вывоз банками рублей», – предложил банкир.
Редакция обратилась в банки с вопросами: сколько рублевой наличности удалось вывезти в период действия разрешения, и видят ли банки риски очередного избыточного притока наличных рублей? Называть конкретные цифры в БВУ не стали. «Банк вывез достаточно крупную сумму рублей в момент разовой акции регулятора по вывозу рублевой наличности в РФ», – сообщил заместитель председателя правления Евразийского банка Ерланбек Каппар. Он согласен с тем, что риски избытка рублевой ликвидности присутствуют. «Мы видим сейчас наплыв физических лиц из России, которые массово приезжают к нам с рублями и здесь конвертируют их в тенге», – говорит спикер. Между тем, поясняет он, банк управляет притоком рублевой массы за счет введения комиссий на пополнение счетов наличными рублями.
В пресс-службе Jusan Bank отметили, что пока наблюдается «незначительное поступление наличных рублей», но не исключили, что в дальнейшем приток их может увеличиться. Вывезенную в период действия разрешения сумму в этом банке озвучивать также не стали и отметили, что рублевую наличность регулируют «через установление оптимального курса в обменных пунктах банка».
В пресс-службе Bereke Bank, ссылаясь на разрешающее вывоз рублевой наличности постановление правительства, сообщили: «Объем вывезенных банком средств соответствует условиям этого постановления». «В настоящее время, – добавили в БВУ, – с учетом действующих ограничений на вывоз иностранной валюты за пределы Казахстана банк регулирует потоки наличных российских рублей внутренними инструментами в соответствии с курсообразованием на внутреннем валютном рынке Республики Казахстан». На вопрос, ощущает ли банк приток рублевой наличности на фоне второй волны миграции россиян, в пресс-службе ответили, что с начала волны миграции прошло незначительное время, и «такой анализ целесообразно осуществить по истечении продолжительного периода времени».
Профиль клиента изменился
Президент Ассоциации обменных пунктов Арчин Галимбаев рассказывает, что в первую волну – в конце февраля – начале марта – у обменных пунктов было много клиентов, которые меняли достаточно крупные суммы – 2, 3, 5, а иногда и 10 млн. «Сейчас таких клиентов практически нет, – говорит собеседник. – После объявленной в России мобилизации клиентов стало больше, но суммы значительно снизились. Меняют по 5–10 тыс. рублей и меньше».
Среди клиентов обменных пунктов, продолжает глава ассоциации, в настоящее время практически не встречаются мигранты, которые обменивают рубли на доллары. «В марте – мае их было очень много. Сейчас те, кто приходит к нам с рублями, меняют их на тенге, чтобы купить продукты, оплатить квартиру или на какие-то другие расходы. Но, повторю, суммы незначительные», – говорит спикер.
Как на мигрантов реагирует курс
Официальный курс российской валюты в первые две трети сентября находился в диапазоне 7,72–7,97 тенге за рубль. После объявления 21 сентября в РФ частичной мобилизации курс поднимался до 8,36 тенге за рубль (в начале октября). Но затем стал снижаться, и на 8–10 октября установлено значение 7,7 тенге за рубль.
Арчин Галимбаев напоминает о механизме регулирования: если возникает избыточное количество определенной валюты, то обменные пункты покупают и, соответственно, продают ее по сниженному курсу. Заглядываем на сайт kurs.kz. В обменных пунктах Алматы, согласно данным на вечер воскресенья, 9 октября, рубль покупают в основном по 7–7,1 тенге, продают по 7,35–7,45 тенге. В обменниках Астаны российскую валюту покупают по большей части по 7,2–7,3 тенге за рубль, продают по 7,4–7,5 тенге за рубль. Значения – ниже официального. Это говорит о том, что предложение на наличном рынке превышает спрос.
В банках картина с покупкой и продажей рублей несколько отличается: курс покупки значительно ниже курса продажи. Например, Евразийский банк, согласно данным его сайта на 9 октября, покупает рубль по 6,46 тенге, продает по 7,76 тенге. В Jusan Bank покупка – 4,77, продажа – 7,77, такие курсы конвертации для физических лиц действуют с 7 октября. В Bereke Bank, сообщили в его call-центре, на 6 октября курс покупки составил 5,83 тенге за рубль, курс продажи – 7,83 тенге за рубль.
Автор Елена Тумашова
Источник forbes.kz