Разбираемся, как изменилась процедура обжалования результатов госзакупок и куда можно пожаловаться.
Иллюстрация Deposiphotos.com
Вступил в действие новый закон о госзакупках. В этом материале Informburo.kz мы собрали наиболее важные вопросы и подготовили на них ответы.
1 июля 2024 года президент подписал закон "О государственных закупках". Он вступил в силу 1 января 2025-го.
Несмотря на тот факт, что новый закон состоит всего из 29 статей (тогда как прежняя редакция имела 52), изменений в нём много. Основными новеллами называют повышение качества, сокращение сроков и более строгую ответственность. Нововведения не только коснулись процедур, но и установили новые правила госзакупок.
Как обновлённая система государственных закупок стала работать с начала 2025 года.
№1. Что меняется
У нового закона имеются следующие цели: упрощение процедур, сокращение сроков, усиление ответственности и поддержка отечественного производителя.
Выделим главные моменты нового закона и новых правил:
- в числе нововведений EPC-контракты, которые в народе называют "работами под ключ". То есть если раньше проектированием, закупками, строительством и вводом в эксплуатацию должны были заниматься разные компании, то теперь всю работу от начала и до конца, а равно и всю ответственность может взять на себя один подрядчик. Считается, что именно это позволит сократить сроки, улучшить качество и сфокусировать всю ответственность на одном подрядчике;
- вводится понятие офтейк-контракта, это соглашение о купле-продаже товара, который ещё не изготовлен, или сырья, которое ещё не добыто;
- меняются основания для признания госзакупок несостоявшимися – раньше нельзя было заключить контракт, если в конкурсе участвовал только один поставщик, теперь такая опция возможна;
- исключён способ закупки через товарные биржи;
- согласно прежней версии закона заказчик мог отказаться от закупки до заключения договора, в новой версии – до подведения итогов конкурса (ст. 6, п. 10);
- предельные объёмы работ и услуг, передаваемые субподрядчикам, сокращены с 50 до 30%;
- ценовое предложение признаётся демпинговым, если оно более чем на 10% ниже цены представленных предложений, – демпинговое предложение будет отклонено веб-порталом автоматически.
№2. Уголовная ответственность при проведении госзакупок
Уголовными правонарушениями в сфере госзакупок считаются следующие коррупционные и экономические преступления:
- присвоение или растрата вверенного чужого имущества;
- мошенничество;
- фиктивные закупки;
- коррупционные преступления, взятки.
Наказываются такие преступления в соответствии с Уголовным кодексом РК.
№3. Процедура обжалования государственных закупок
В новом законе действительно изменился порядок обжалования. Если раньше процедура длилась от полугода до нескольких лет, то теперь, согласно новой версии закона, появилась возможность разрешить всё в течение нескольких дней.
Было
Недовольный итогами закупок потенциальный поставщик сначала должен был подать жалобу в уполномоченный орган госаудита. В случае несогласия с решением уполномоченного органа необходимо было обратиться для обжалования в апелляционную комиссию. И только пройдя все инстанции досудебного урегулирования, можно было обратиться в суд.
Стало
Потенциальный поставщик вправе посредством веб-портала обжаловать действия (бездействие) заказчика в течение трёх рабочих дней со дня размещения протокола об итогах. Организатор конкурса должен самостоятельно рассмотреть жалобу недовольного итогами потенциального поставщика в течение трёх дней. Если поставщик останется не удовлетворён предложенным решением, он вправе обратиться в суд. Срок заключения договора приостанавливается до окончания срока рассмотрения жалобы.
Отметим, что на время судебных тяжб исполнение договора продолжается, то есть судебные разбирательства больше не являются основанием для замораживания контракта. Исключение из этого правила возможно, но только в том случае, если судья примет такое решение.
Итоги госзакупок, по которым победитель был определён веб-порталом автоматически, обжалованию не подлежат.
№4. Усиление ответственности за нарушения в сфере закупок
Имеющие судимость за коррупционные преступления не смогут участвовать в системе госзакупок. Не допускаются и поставщики с долгами перед налоговой и с просроченной задолженностью по заработной плате. То есть усиление ответственности поставщиков, согласно обновлённому законодательству, заключается прежде всего в том, чтобы допускать к закупкам только добросовестных поставщиков.
Кроме того, внедрена возможность общественного мониторинга всех госзакупок. Институт общественного мониторинга будет следить за исполнением договора.
№5. Как оценят деловую репутацию участника госзакупок
Для оценки репутации участников госзакупок предусмотрено шесть рейтингов (раньше их было четыре):
- потенциальных поставщиков;
- заказчиков;
- договоров;
- недобросовестных участников;
- жалоб;
- опыта работы потенциальных поставщиков.
Опираясь на эти шесть рейтингов, победитель в тендере будет определяться информационной системой без участия людей (ранее решение принимала конкурсная комиссия). Рейтингово-балльная система также будет выбирать поставщика на основе соответствия:
- квалификационным требованиям,
- требованиям конкурсной документации;
- требованиям аукционной документации;
- критериям, влияющим на конкурсное ценовое предложение;
- цены, предложенной потенциальным поставщиком.
№6. Офтейк-контракты и другие виды закупок без конкурса
В новом законе остаётся такой способ, как закуп из одного источника. Заключить такой контракт возможно при отсутствии заявок на участие в конкурсе, а также если в конкурсе участвовал только один поставщик.
Кроме того, заключить контракт посредством прямого договора заказчика с поставщиком возможно в случаях:
- оперативности;
- конфиденциальности;
- стратегической значимости.
В целях оперативности предусмотрено право по закупу из одного источника товаров до 100 МРП, работ и услуг до 500 МРП. Для сельских акиматов порог приобретения таких товаров, работ и услуг увеличен с 3000 до 4000 МРП. Установлена также возможность приобретения из одного источника товаров, работ и услуг, необходимых для предотвращения чрезвычайных ситуаций.
Закупки из одного источника путём прямого заключения договора с конкретным поставщиком, определённым правительством, должны осуществляться в исключительных случаях, когда это необходимо для реализации критически важных объектов и проектов общестранового значения.
Для поддержки отечественных товаропроизводителей утверждён перечень товаров, работ и услуг, которые будут закупаться исключительно у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Офтейк-контракт – договор между заказчиком и поставщиком на поставку товара, который планируется произвести и обеспечить его поставку в будущем, на заранее оговорённых условиях по стоимости, количеству (объёму) и срокам поставки. Согласно новому законодательству офтейк-контракт возможно заключать из одного источника.
№7. Кого не коснутся нововведения в законе о госзакупках
Под действие нового закона не попадают субъекты квазигосударственного сектора. Национальные управляющие холдинги, национальные компании и организации (такие, к примеру, как фонд национального благосостояния "Самрук-Казына" или социально-предпринимательские корпорации) подчиняются закону о закупках квазигоссектора.
Автор Венера Смаилова
Источник informburo.kz