Если частной компании нужны инвестиции, она может разместить свои акции на бирже, предложив любому их приобрести. Другими словами — выйти на IPO.
IPO (initial public offering) — первая публичная продажа акций — может стать для компании внезапным вливанием наличности на десятки миллиардов за считанные часы. Как правило, IPO хорошо влияет на имидж: он дает знак потенциальным инвесторам и партнерам, что фирма вышла на новый уровень развития.
Еще одним способом привлечения капитала через биржу является прямое публичное размещение DPO (direct public offering). Оно предусматривает, что компания становится публичной не выпуская новые акции, а предлагая ценные бумаги нынешних акционеров. Последний способ недавно выбрала криптовалютная биржа Coinbase. На дебютных торгах Coinbase получила оценку в $83 млрд. Таким образом, итоговая стоимость инновационной биржи превысила капитализацию таких традиционных фондовых площадок, как CME Group ($74 млрд), International Exchange ($67 млрд), Nasdaq ($26 млрд).
Вдохновившись успехом Coinbase, мы решили вспомнить наиболее успешные IPO.
1. Saudi Aramco
Во время IPO 11 декабря 2019 мировой нефтегазовый гигант Saudi Aramco привлек $29,4 млрд. Увеличить стоимость IPO на $3,8 млрд удалось благодаря дополнительной реализации 450 млн акций. Saudi Aramco оценили в $1,7 трлн, что превысило стоимость Microsoft или Apple. Акции приобрели семьи Саудовской Аравии, а также фонды из Кувейта и ОАЭ.
2. Alibaba
Основатель компании Джек Ма в результате IPO заработал около $867 млн
Гигант электронной коммерции стал публичным 18 сентября 2014 года, привлекая $25 млрд. Компания была оценена в $167, 8 млрд. Основатель Джек Ма в результате IPO заработал около $867 млн. Несмотря на то, что технологические компании, как правило, входят в список NASDAQ, Alibaba для своего дебюта выбрала Нью-Йоркскую фондовую биржу (NYSE).
3. SoftBank
Телекоммуникационное подразделение SoftBank Group Corp. собрал благодаря IPO $23,5 млрд. SoftBank продала 1,6 млрд акций по 1500 иен. 90% инвесторов, которые приобрели акции в ходе IPO, — это физические лица. Лишь 10% были распределены между инвестфондами, управляющими компаниями и другими крупными игроками.
4. Agricultural Bank of China
Основан в 1951 году по приказу китайского лидера Мао Цзэдуна, AgBank является членом банков «большой четверки» в Китае. IPO 6 июля 2010 принесло компании $22,1 млрд. Всего в результате двойного листинга было реализовано около 53 млрд акций, что эквивалентно 15% всего акционерного капитала.
5. Industrial and Commercial Bank of China
Промышленный и коммерческий банк Китая
В результате публичного предложения, которое состоялось 27 октября 2006-го, Industrial and Commercial Bank of China получила $21,9 млрд. Вместе с тем рыночная капитализация составляла $140 млрд, что сделало компанию пятым крупнейшим банком в мире. Финучреждение предложило 48,39 млрд акций примерно за 39 центов за штуку. Инвесторы имели веские основания вливать свои деньги в ICBC — база розничных клиентов банка в то время составляла 153 млн.
6. AIA
AIA Group Limited, инвестиционная и страховая компания, базирующаяся в Гонконге, стала публичной 21 октября 2010 года. Она привлекла более $20,5 млрд, что сделало ее крупнейшей независимой общеазиатской группой, предоставляющей услуги страхования жизни.
7. General Motors
Автогигант General Motors дебютировал на бирже 16 ноября 2010. Хотя еще годом ранее был фигурантом дела о банкротстве, которое тщетно старалась предупредить тогдашняя власть. В декабре 2008 года президент Джордж Буш инициировал выделение $50 млрд помощи GM, которая боролась с глобальным экономическим спадом. Однако улучшить состояние предприятия это не помогло. Все же IPO 2010-го стало крупнейшим публичным размещением США. Производитель автомобилей привлек $20,1 млрд. Это денежное вливание позволило GM погасить почти половину полученной госпомощи.
Штаб-квартира General Motors находится в Детройте
8. NTT
NTT DOCOMO, телеком-компания, базирующаяся в Токио, вышла на публичный рынок 22 октября 1998 г., собрав чуть менее $18,4 млрд. Начальная стоимость размещения акций компании составила 3,9 млн иен, а к концу дня она выросла почти до 4,65 млн иен. После выхода на IPO NTT Mobile, средний показатель Nikkei 225, одного из важнейших фондовых индексов Японии, добавил 1300 баллов к общему количеству 14295 всего за пять торговых дней.
9. Visa
Компания вышла на публичный рынок 18 марта 2008 и собрала примерно $17,9 млрд. Это был своего года подвиг на фоне мирового финансового кризиса. К концу дня ценные бумаги компании торговались по $44 за акцию, а уже на следующий – по $66. Успех IPO, в частности, объясняется скрупулезностью, с которой андеррайтеры JPMorgan и Goldman Sachs наблюдали за покупателями. Банкиры не допустили к торгам инвесторов, которые могли быстро перепродать приобретенные акции. IPO Visa стало крупнейшим в истории США, побив 6-летний рекорд AT&T в размере $10,6 млрд.
10. Enel
Итальянская энергетическая компания стала публичной в 1999 г., заработав $16,6 млрд. На биржу компания предложила только 3,8 млрд или 31,7% ценных бумаг. Первый день торгов принес некоторое разочарование — акции компании выросли всего на 0,33%. Однако впоследствии достигли цены в 4,30 евро, и Enel удалось стать крупнейшей в мире публичной компанией, торгующей электроэнергией.
Автор Evgeniya Davydenko
Источник psm7.com