Вылететь за границу стало проблемой. США, ЕС, Великобритания, Канада и другие страны закрыли свое воздушное пространство для российских самолетов, Россия свое — для самолетов из этих стран. Из доступных направлений остаются Турция, Казахстан, Армения. Но и на этих маршрутах авиаперевозчиков становится меньше. Разбираемся, почему это происходит.
С 6 марта от рейсов в Россию отказались азербайджанский перевозчик Azal и его лоукост-подразделение Buta Airways. С 10 марта казахстанская авиакомпания Air Astana не перевозит пассажиров в Санкт-Петербург, Новосибирск, Омск и Екатеринбург, 11 марта она сообщила об аналогичном решении в отношении рейсов из Москвы и обратно. И тут же последовало, что с 11 марта все полеты в Россию и над ее территорией приостановлены. С 13 по 27 марта турецкий лоукостер Pegasus Airlines тоже приостановит все рейсы в Россию и обратно.
Иностранные авиакомпании объясняют свои решения об отмене рейсов «операционными рисками», связанными с санкциями ЕС. Это выражается в том, что взятые в лизинг самолеты лизингодатели могут потребовать вернуть, если авиаперевозчик продолжит летать в Россию.
У российских авиакомпаний риски вылета даже в страны СНГ несколько иные: взятые в лизинг самолеты могут арестовать в зарубежном аэропорту по запросу лизингодателя, плюс страхование таких полетов сейчас проблематично.
Что такое перестрахование и почему без него нельзя обойтись?
Все без исключения авиакомпании в мире страхуют риски того, что с самолетом может случится катастрофа. Страхуются и сами самолеты. Работает это так: авиакомпания страхует свой парк и безопасность полетов в страховой компании. А та в свою очередь перестраховывает эти риски у перестраховочных компаний, потому что в случае катастрофы выплаты окажутся слишком огромными для бюджета одного страховщика. Когда риски перестрахованы, перестраховочная компания разделяет со страховщиком бремя выплат пострадавшим и авиаперевозчику.
В России, например, по информации Всероссийского союза страховщиков, около 80% договоров перестраховывалось в зарубежных компаниях. Но регламент Евросоюза №2022/328 ввел санкции и ограничения в отношении страхования/перестрахования, лизинга, эксплуатации и технического обслуживания на рейсах в/из России. То есть, по сути, запрет на поставки, продажу, лизинг, техобслуживание и страхование самолетов. В ответ 11 марта Госдума приняла закон о запрете российским страховщикам заключать сделки с иностранными страховщиками, перестраховщиками и страховыми брокерами из недружественных государств до конца нынешнего года.
Кто теперь будет перестраховывать
Поскольку сейчас у зарубежных перестраховщиков невозможно перестраховать риски российских авиакомпаний, как и получить выплаты по подписанным ранее договорам, Банк России принял решение увеличить уставный капитал своей дочерней перестраховочной компании «Российской национальной перестраховочной компания» с 71 млрд до 300 млрд рублей. «Этих средств на какое-то время будет достаточно для перестрахования, — считает президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс. – Кроме того, насколько я знаю, Банк России ведет переговоры с Китаем, Индией, ОАЭ, Бразилией и другими государствами о создании перестраховочных пулов. Мы тоже будем создавать такой пул».
То есть у России есть свой перестраховщик, к которому могут обращаться российские авиаперевозчики. Иностранные авиакомпании, в том числе из стран СНГ, страхуют и перестраховывают взятые ими в лизинг самолеты в основном у страховщиков из Великобритании. А они вводят мораторий на действие страховок за полеты в Россию. «Air Astana с сожалением сообщает, что по причине прекращения страхового покрытия коммерческих полетов из/в РФ и над ее территорией все полеты по данному направлению будут приостановлены», — говорится в сообщении компании. Остаться без страхования, значит получить арест бортов и разрыв договоров лизинга.
Большинство самолетов берется в лизинг
У большинства авиаперевозчиков в мире эксплуатируемые самолеты не в собственности, а в лизинге. Например, из почти 1400 самолетов российских перевозчиков в лизинге более половины. Сейчас авиапарк в основном простаивает. Но, как сообщает РБК со ссылкой на Росавиацию, речи не идет о возврате их иностранным лизингодателям. Более того, принятый Госдумой закон о мерах поддержки транспортной отрасли в условиях санкций предусматривает возможность регистрировать права на иностранные самолеты, находящиеся в лизинге у российских компаний, и получать российские сертификаты летной годности. Это поможет российским авиакомпаниям сохранить парк иностранных воздушных судов и эксплуатировать их на внутренних линиях. И очень вовремя, потому что бермудские авиавласти в ночь на 13 марта решили приостановить сертификаты летной годности большинства самолетов российских авиакомпаний, считая, что из-за запрета на поставку запчастей в Россию нельзя уверенно говорить, что «самолеты пригодны для полетов». Без этого документа летать на самолете запрещено. По информации РБК, на 24 февраля у российских авиакомпаний было более 750 «бермудских» самолетов.
У авиаперевозчиков из других стран ситуация несколько иная. Риск лишится авиапарка из-за полетов в Россию может подтолкнуть и других зарубежных перевозчиков к принятию решения об их приостановке.
Деньги за билеты можно вернуть
Есть и хорошая новость: приостановившие полеты в Россию Pegasus и Air Astana предлагают пассажирам с билетами, которыми они не смогут воспользоваться, получить полный возврат потраченных на их покупку денег.
Куда сейчас можно добраться?
Список стран, в которые можно сейчас отправиться на самолете, конечно, сильно ограничен. С 9 марта, когда в России были сняты «ковидные» ограничения на полеты, можно купить авиабилет в Азербайджан, Армению, Казахстан, Киргизию, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Иран, говорится в сообщении Росавиации.
По информации Ассоциации туроператоров России, российские перевозчики уже начали восстанавливать свои полетные программы. Например, авиакомпания Red Wings ввела рейсы в Ереван из Екатеринбурга и Челябинска. С 15 марта начинает полеты из Москвы в Стамбул на российских лайнерах SSJ100В, принадлежащих российским лизинговым компаниям. В Армению из России будут летать и самолеты «Азимут». Авиакомпания «ИрАэро» выполняет перевозки в Азербайджан, Армению и Узбекистан из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Самары, Иркутска и Минеральных Вод.
Продолжают летать в российские города борта узбекской компании Uzbekistan Airways, казахской авиакомпания SCAT. На днях Saudia Airlines, национальный перевозчик Саудовской Аравии, планирует запустить прямые рейсы в Москву. Летать в Россию собирается израильская El-Al.
Добраться в Россию или выехать за границу можно через третьи страны, используя транзитные рейсы через Алжир, Армению, Казахстан, Катар, Марокко, ОАЭ, Сербию, Турцию и Узбекистан. Правда, с 10 марта Turkish Airlines ограничила продажу билетов россиянам из Стамбула в третьи страны. Возможен вариант прилететь в Грузию через Белоруссию — грузинская авиакомпания Georgian Airways заявила, что возобновляет рейсы в Белоруссию (прямого сообщения с Россией нет с 2019 года). Можно воспользоваться комбинированными маршрутами, используя автобус и самолет или поезд. На поезде в Москву можно добраться из Калининграда и Минска, а в Санкт-Петербург – из Хельсинки и Калининграда.
Автор Ольга Котенева
Источник allinsurance.kz