Развитие мебельной и деревообрабатывающей отраслей Казахстана может получить второе дыхание.

Два года назад 14 отечественных компаний мебельного сектора приняли участие в конкурсе по отбору шести пилотных территориальных кластеров, инициатором которого выступили Министерство национальной экономики Казахстана и Международный банк реконструкции и развития. Кластеры, в отношении которых, по задумке указанных ведомств, будет предпринят целый ряд реанимационных шагов для восстановления той или иной отрасли, отбирали в рамках проекта «Конкурентоспособность малых и средних предприятий в Казахстане». Результатом конкурса стало создание инициативы «Мебельный кластер». О ее необходимости, эффективности сегодня и завтрашних перспективах рассуждают корреспондент делового еженедельника «Капитал.kz» и президент Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности Казахстана Ержан Садыков.

 Мебельный кластер: поддержать, нельзя оставить

Нужно отметить, что в отчетных документах чиновники и профильные эксперты, традиционно, обтекаемо сформулировали цель реализуемого проекта: «оказание поддержки для развития производства с высокой добавленной стоимостью и повышение конкурентоспособности малых и средних предприятий в недобывающих секторах». Глава профильной ассоциации Ержан Садыков преимущества от реализации кластерной политики в стране облачил в две конкретные траектории.

«На микроуровне, где кластеры будут способствовать доступу к специализированным поставщикам, таким как производственные ресурсы, технологии, человеческий капитал, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, информация и знания, связанные с тенденциями рынка, инновациями и стратегическими данными, – один вектор. Очень важно обеспечить доступ к клиентам на местном, региональном, национальном и международном рынках. Мы ожидаем значительные сдвиги с точки зрения увеличения товарооборота компаний, повышения экспортных мощностей, уровней производительности и более высокого инновационного потенциала, а также масштаба и охвата деловой активности», – отметил Садыков.

На макроуровне ожидается, что кластеры позволят мебельной и деревообрабатывающей отраслям раскрыть потенциал в масштабном плане диверсификации экономики. Таким образом, в более широком смысле кластер должен будет генерировать доходы, создавать рабочие места и делать рынок более привлекательными посредством инноваций. За образец казахстанские мебельщики берут многолетний опыт Страны Басков (Испания), где кластерная политика уже демонстрирует большие успехи. Здесь компании, включенные в кластер, рассматриваются как неотъемлемая часть общей стратегии по повышению конкурентоспособности. К примеру, местный кластер HABIC сумел в общем изменить стратегическую ориентацию для предприятий. С 2009 года критическая масса отрасли значительно возросла, компании нацелены на новые сегменты рынка: от производства мебели до предоставления комплексных решений. Компании научились сочетать сервис с продуктом с помощью передового производства и использовали преимущества межотраслевых ниш, что позволило им увеличить продажи и привлечь новых клиентов (отели, бары, рестораны, магазины и прочее).

В Казахстане, повторимся, аналогичная работа была начата только два года назад. Но уже есть определенные результаты. Для каждого из отобранных кластеров, мебельного в том числе, разработаны стратегические планы и определены мероприятия, которые будут проведены в 2019 году.

«Я вижу основную выгоду, которую получили на текущий момент отрасли, задействованные в кластерной инициативе, в том, что наконец появились зачатки стратегического планирования в этих отраслях, построенные не на домыслах и предположениях, а на конкретных исследованиях рынка. Исследования эти проведены профессионально, и именно это может явиться тем фундаментом, на котором будет построено стратегическое развитие отраслей обрабатывающей промышленности в целом», – объясняет Ержан Садыков.

Говоря о высокой степени профессионализма при выработке стратегического плана развития мебельного кластера, в ассоциации опираются на авторитет международной консалтинговой компании INFYDE LtD, которая в свою очередь тесно сотрудничает с министерством национальной экономики и Казахстанским институтом развития индустрии. (АО «КИРИ»).

Мебельная отрасль Алматы будет задавать тон

Участники рынка называют Алматы эпицентром, откуда и может начаться рождение мебельного кластера. Во-первых, здесь имеется достаточное количество МСБ, задействованных в данной сфере на уровне серьезных качественных компаний. Во-вторых, у здешних предпринимателей наблюдается явный интерес трансформировать инициативу в ведущую структуру на национальном уровне. В-третьих, мебельная промышленность южного мегаполиса выигрывает как от урбанизации, так и от локализации экономики. С точки зрения специализации в Алматы действительно успешно производится мебель.

Амбиции у местных игроков рынка солидные: мебельный кластер может и должен делать высокий вклад в диверсификацию национальной экономики, составив конкуренцию в этом плане добыче нефти и газа. На сегодняшний день 34% компаний отрасли расположены в Алматы. Что касается объема производства мебели, то на сегодня город обеспечивает свыше 40% от общих показателей производства в республике. С точки зрения занятости, согласно данным комитета статистики, здесь трудятся свыше 500 индивидуальных предпринимателей, которые развивают свою деятельность в мебельной отрасли. И цифры эти были бы в разы выше, если бы не конкуренция со стороны импорта. В денежном эквиваленте, из всего объема мебельного рынка в Казахстане, оцениваемого в более $412 млн, почти 73% приходится на мебель, ввозимую из стран СНГ, Китая и Европы.

Мебельная отрасль Алматы, пожалуй, наиболее эффективно демонстрирует, как можно классифицировать этот кластер. Рынок сегментируется на поставщиков материалов, производителей мебели, обучение специалистов, а также на ассоциации и союзы. Что касается продукции, то здесь определяют сегменты эконом, эконом плюс, люкс и премиум. Таким образом, покупательская способность потребителей соответствует производственным мощностям местных компаний. Но это лишь верхушка айсберга, считают в ассоциации.

«В основном специализация алматинских предприятий – это мебель для учреждений и жилых помещений, мягкая мебель, кухни, продажа ДСП и оборудования. В целом напрашивается такой вывод, сделанный в результаты проведенных нами встреч, бесед и исследований: в настоящее время компании мебельного кластера Алматы испытывают значительные трудности, такие как большая зависимость от сырья, особенно от Российской Федерации, также отсутствует экспортная стратегия, слабый потенциал компаний по интернационализации, слабая модернизация производственного процесса, низкий уровень компетенции в отрасли. Кроме того, профессия мебельщиков не очень популяризируется, отсутствуют стандарты на мебель, не решены вопросы, связанные с сертификацией производства мебели, имеется проблема с низким продвижением продукции в силу слабых каналов сбыта», – поясняет Ержан Садыков.

К позитивным моментам, формирующим собственно и привлекательность мебельного рынка Алматы, можно отнести близость мегаполиса к потенциальным рынкам, таким как Азия, Ближний Восток и страны Таможенного союза. Здесь особенно активно осуществляется взаимосвязь мебельных компаний со строительством, IT, недвижимостью, легкой промышленностью и туризмом. Все это, несомненно, совершенствует цепочку добавленной стоимости кластера, а также направленность на новые рыночные сегменты – модульную мебель для молодежи и мебель через ипотеку. Добавим, именно в Алматы была запущена договоренность о сотрудничестве мебельщиков с АО «Жилстройсбербанк» в рамках проекта «Мебель через ипотеку» – оснащение жилья мебелью на заказ.

«Если говорить о целях в рамках Алматы, то их несколько. Это и поддержка деятельности кластерной организации – то, о чем мы с вами говорим, развитие компетенций в секторе через школу дизайна и центр компетенций. А также мы планируем продолжить стимулировать партнерство и сотрудничество через привлечение дизайнеров, архитекторов и декораторов. Нужно также поддержать продажи и дистрибуцию: привлекать дилеров и дистрибьюторов. Нам нужны новые рыночные ниши. Необходимо также решить проблемы сырьевой зависимости – провести соответствующие прикладные исследования», – рассказывает Ержан Садыков.

 Мебельный кластер: день сегодняшний

По информации ассоциации, в течение прошлого года были проведены интенсивные полевые работы и кабинетные исследования специалистами INFYDE совместно с координаторами кластера АО «КИРИ». Полевые работы включали в себя ознакомительные встречи и интервью с руководителями компаний и региональными заинтересованными сторонами. Несмотря на определенный скептицизм, большая часть организаций проявила живой интерес к кластеризации.

«Во время диагностики было обнаружено, что на самом деле на отраслевом уровне все кластеры сталкиваются с общими проблемами, связанными с компетенциями и обучением, модернизацией оборудования, экспортом, продажами, дистрибуцией, сырьем, диверсификацией и дифференциацией продукции, брендингом и интернационализацией. Эти проблемы и позволяют сделать вывод, что перед созданием кластера стоят общие вопросы. Потенциал кластера огромен, но важно постоянно увеличивать интерес к сотрудничеству и созданию социального капитала. Здесь самоорганизация бизнеса и доверие в сочетании с государственной поддержкой являются ключом к успеху», – говорит Ержан Садыков.

Одновременно представители каждого кластера прошли 6 учебных модулей в течение июня 2017 года – мая 2018 года в регионах, где расположены шесть территориальных кластеров. Участники узнали о лучшем мировом опыте кластеризации в различных секторах, включая управление и анализ цепочки добавленной стоимости. Были проведены встречи с предприятиями и компаниями из Галицкого автономного округа Испании – с казахстанской стороны участвовали представители предприятия по переработке молока в Акмолинской области; Страны Басков – здесь Казахстан представили бизнесмены от мебельного рынка Алматы, строительного сектора Карагандинской области и туристического кластера Алматы и региона; Каталонии – интерес к этому опыту проявили представители фармацевтического кластера Южно-Казахстанской области; Турции – их знания изучили представители мукомольного кластера Костанайской области.

«Для того чтобы действительно заработали кластеры, необходимы кластерные организации по примеру Австрии и Страны Басков. Нужна организация, которая сможет внутренние конкурентные противоречия, существующие в умах предпринимателей, превратить в преимущества. Для этого необходима сильная государственная поддержка как для функционирования кластера, так и для проектов в сотрудничестве. Считаю важным обозначить проблематику на этом этапе. Мы приступаем к 4-му этапу и здесь важно не прекращать инвестирование, иначе вложения в предыдущие три этапа можно считать «деньгами на ветер». Сам бизнес с этим не справится», – подытожил Ержан Садыков.

Источник kapital.kz