О том, как холдингу удается развиваться высокими темпами, Анатолий Балушкин рассказал Forbes Kazakhstan
Прошлый год стал периодом острой конкурентной борьбы на казахстанском автомобильном рынке. Победу в гонке за отраслевое лидерство вновь одержал холдинг Анатолия Балушкина (№35 рейтинга богатейших бизнесменов и №23 рейтинга самых влиятельных бизнесменов Forbes Kazakhstan) «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО». Компания заняла почти треть рынка. Два из трёх автомобилей казахстанского производства сошли с конвейера усть-каменогорского завода, принадлежащего группе.
Наряду с усилением на «домашнем поле» холдинг стремительно завоёывает российский рынок: «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО» уже занимает первое место как дилер LADA по объёмам продаж в РФ. Вместе с Renault-Nissan-Mitsubishi компания строит новое производство полного цикла в Усть-Каменогорске. Одновременно на действующем заводе внедряют проекты цифровизации, которые меняют привычное представление казахстанцев о владении автомобилем.
– Мы не боимся меняться. Не живём прежними победами. Думаю, это главное.
2018 год действительно был результативен, но эту страницу мы уже перевернули. Гораздо интереснее обсудить то, что происходит в отрасли сегодня. По итогам февраля «АЗИЯ АВТО» занял 40% казахстанского рынка в легковом сегменте. И это лучший показатель в истории завода. Рынок растет на 7,5%, а наши продажи – на 45%.
Как так?
– В минувшем году мы увеличили выпуск авто на 60%. Вывели на рынок целый ряд новых моделей – от LADA Granta до спорткара KIA Stinger. Так что теперь вопрос недостаточного удовлетворения спроса на наиболее популярные автомобили в портфеле завода стоит не так остро. Тем не менее спрос по-прежнему превышает производственные темпы. Поэтому в плане на нынешний год – увеличение выпуска до 28 тыс. машин.
Основную «ударную мощь» завода сегодня обеспечивает LADA?
– Разумеется. На рынке представлены более 20 наших марок. Но самой востребованной казахстанцами по-прежнему остается LADA. Более того, в феврале её рыночная доля приблизилась к 31%, что больше, чем у двух следующих брендов первой тройки. Это лучший результат за последние четыре года.
Чем вы объясняете этот рост?
– Эволюция бренда плюс локализация производства в Усть-Каменогорске.
В конце 2016 мы впервые в истории присутствия LADA в Казахстане организовали выпуск полного модельного ряда на «АЗИЯ АВТО». Потребитель это решение оценил, равно как и новые прорывные продукты – LADA Vesta, LADA XRay и обновленную Granta. Закройте рукой логотип на кузове любого из этих автомобилей, и вы не отличите его от «европейца», «корейца» или «японца». Дизайн от автора силуэтов культовых моделей Mercedes-Benz Стива Маттина. Инженерные решения – от Renault-Nissan. И только цена досталась в наследство от АвтоВАЗа. Вот слагаемые успеха.
– У нас сложились чрезвычайно продуктивные отношения с командой менеджеров Renault-Nissan, руководящих сегодня АвтоВАЗом. Язык делового общения – английский, и тем не менее мы отлично понимаем друг друга. Возникла мысль перенести успешный казахстанский опыт организации продаж LADA на российскую почву. Идея принесла результаты: менее чем за три года мы создали собственную сеть из 20 автоцентров в 15 городах России. Сегодня мы являемся абсолютными лидерами в продажах LADA на рынках Санкт-Петербурга, Новосибирска, Тюмени, Новокузнецка, Омска и Барнаула. В 2018 наши объёмы на российском рынке выросли на 53%.
Как результат, в «федеральном зачёте» сеть стала не только самой разветвлённой, но и лучшей по объёмам продаж марки. А LADA, как вы помните, самый продаваемый бренд на рынке РФ.
Так что да, сегодня мы первые на двух рынках – в Казахстане и России. И отчётливо видим, как продолжить усиление наших позиций.
– Безусловно. Но новые мощности станут не только уникальным конкурентным активом. Ключевая цель заключается в том, чтобы обеспечить прорыв в развитии отрасли и создать беспрецедентный для казахстанского машиностроения производственный комплекс – как в технологическом смысле, так и с точки зрения его масштабов.
Судите сами: только в режиме сборочного производства «АЗИЯ АВТО» за весь период работы обеспечил прирост ВВП почти на 1 трлн тенге. Мы инвестировали в развитие производства и сопутствующей инфраструктуры $439 млн, выплатили налогов на сумму 92 млрд тенге,создали более 5000 новых рабочих мест.
Представьте, какой эффект обеспечит отечественной экономике ежегодный выпуск 60 тыс. автомобилей, но уже в режиме полного цикла, при локализации от 50%!
При этом Россия станет вторым рынком сбыта для нового предприятия?
– Об этом мы договорились с партнёрами в лице Renault-Nissan-Mitsubishi.
Каковы текущие инвестиции в проект?
– На сегодня более $70 млн.
Довольны ли вы темпами строительства?
– В зимний период работы велись, конечно, менее активно. Но не останавливались. С начала строительства использовали 18 тыс. кубометров бетона, погрузили 16 тыс. свай в фундаменты цехов. До конца мая рассчитываем завершить монтаж перекрытий цехов сварки и окраски кузова. Это 885 тонн огнестойкого металла. По завершении этого этапа можно будет переходить к поставке оборудования роботизированной сварки и окраски.
– Для наших инженеров это не просто модная тема. В 2017 «АЗИЯ АВТО» первым на постсоветском пространстве приступил к внедрению технологии «подключённого автомобиля» в серийном режиме. Нашим покупателям множество функций автомобиля – от управления дверями до контроля технического состояния – теперь доступно через обычный смартфон. А, скажем, собственники автопарков могут отслеживать данные о траектории и статистике перемещения каждого автомобиля. С этой целью мы создали отдельный веб-портал.
Это те результаты цифровизации, которые уже доступны клиенту, которые можно «пощупать». Но ещё более масштабная работа по оцифровке процессов идет в глубоком производственном «тылу». В течение года все элементы производственной цепочки будут автоматизированы. В электронном формате будут идти планирование, такт, визуализация производства, движение готовой продукции. Мы внедряем цифровое складское хозяйство. Уже работающие IT-модули позволили нам повысить производительность с 23 авто на одного работника конвейера до 33.
К слову, производительность по добавленной стоимости в прошедшем году завод увеличил почти вдвое – c 26,7 млн до 50,7 млн тенге на сотрудника. Наш вклад в ВВП вырос ещё более существенно – с 42,3 до 92 млрд тенге.
Этот рост позволил нам повысить и социальные обязательства. Мы расширили штат «АЗИЯ АВТО»на 19% и подняли средний уровень оплаты на 20% – до 221 тыс. тенге. Это на 39% выше среднереспубликанского значения.
И последнее, но не наименее важное: как скоро, на ваш взгляд, казахстанский авторынок вернётся к докризисным объёмам?
– В этом вопросе предлагаю довериться независимым наблюдателям. Маркетинговым экспертом нашего проекта полного цикла выступает PwC. По их оценке, 100-процентного восстановления следует ожидать в 2022 году. Затем рынок продолжит уверенный рост. Равнодействующая сила складывается из трёх векторов: естественный рост автомобилизации, катастрофически изношенный парк, отложенный спрос. Поэтому существующие мощности в автопроме потребуют расширения. Над этим мы и работаем.
Источник forbes.kz