США и Китай вступили в противоборство за технологическое превосходство. Пионер мобильной индустрии Nokia стремится играть за обе стороны.

Знаменитая финская компания, почти исчезнувшая с рынка, сумела трансформироваться в мирового производителя телекоммуникационного оборудования. Сегодня Nokia производит сотовые антенны, телефонные коммутаторы, маршрутизаторы и компоненты для систем 5G, следующего поколения беспроводной связи. По сути, Nokia сейчас является вторым крупнейшим производителем в мире после китайской Huawei Technologies.

В США практически все телекоммуникационное оборудование Huawei попало под запрет из-за опасений, что китайские власти могут использовать его для слежки или даже для того, чтобы оборвать всю связь вообще. При этом администрация Трампа требует принятия аналогичных меры от своих союзников – Великобритании, Германии и Японии.

Совсем скоро в мире начнется внедрение сверхбыстрых беспроводных сетей стандарта 5G, способных обеспечить работу беспилотных автомобилей и цифровых промышленных предприятий, и Nokia намерена использовать сложившуюся ситуацию для развития продаж собственной продукции.
В тех странах, где США уже озвучили свои антикитайские требования, специалисты отделов продаж Nokia обзванивают операторов мобильной связи, предлагая в качестве альтернативы свое оборудование.

Как заявил в феврале генеральный директор Nokia Раджив Сури, без надежной работы сетей 5G «важные коммерческие секреты, касающиеся инноваций в области самолетостроения, фармацевтических формул и схем электромобилей окажутся под угрозой».

Помогая США вести кампанию против Huawei, Nokia в то же время стремится укрепить свое присутствие и в Китае. Основным инструментом этой стратегии стало совместное с государственной китайской компанией предприятие, где в различных регионах Большого Китая, включая Гонконг и Тайвань, на Nokia трудятся порядка 17 тыс. человек. Это почти втрое больше общего числа сотрудников Nokia в Финляндии. В Большом Китае компания управляет одним заводом и шестью исследовательскими объектами.

«Мы хотим быть другом для Китая», – заявил г-н Сури в интервью, которое он давал в штаб-квартире Nokia в Эспоо, окруженном лесами городе западнее Хельсинки. Раджив Сури – член совета иностранных инвесторов при главе Госсовета Китая, оказывает консультационные услуги правительству страны по вопросам развития бизнеса.

По словам главы Nokia, его цель – сделать компанию основным иностранным поставщиком в Китае. В прошлом году доля региона Большой Китай в бизнесе Nokia по продажам достигла 10%, или 2,1 млрд евро ($2,4 млрд).

Председатель совета директоров Nokia Ристо Сииласмаа является сопредседателем двухстороннего бизнес-консорциума, учрежденного главой КНР Си Цзиньпином и президентом Финляндии Саули Ниинистё. Во время поездки в Китай в июне 2017 года г-н Сииласмаа объявил о создании подразделения Nokia, задачей которого станет оказание помощи китайским интернет-компаниям в выходе на зарубежные рынки.

«Я считаю, что доверие – это основа отношений между Китаем и Финляндией», – заявил Ристо Сииласмаа на китайском языке во время одного из своих выступлений в поездке.

Чтобы сохранить отношения и с США, и с Китаем, между которыми разгорелся конфликт, Nokia использует стратегию, которой Финляндия придерживалась во времена холодной войны. Тогда страна вступила в союз с европейскими странами, пытаясь при этом умиротворить и своего восточного соседа – СССР.

Пока эта схема работает. В июле Nokia подписала соглашение на сумму $1,1 млрд на поставку оборудования и услуг по обслуживанию компании China Mobile Ltd., крупнейшему в мире оператору мобильной связи по числу абонентов. Три недели спустя была заключена сделка с другим оператором, только уже в США, –компанией T-Mobile. Сумма контракта на поставку оборудования для сетей 5G составила $3,5 млрд.

При этом Nokia давно стремится догнать компанию Huawei, которая начала расширять свою деятельность за пределами Китая почти 20 лет назад. Позиции Huawei на мировом рынке усилились после того, как операторы мобильной связи в развивающихся странах выбрали эту компанию в качестве поставщика дешевого и надежного оборудования.

С тех пор у Huawei появилось множество клиентов в различных западных странах. Как отмечают сами операторы, обычно китайцы предлагают свои инновационные аппаратные решения за несколько месяцев до того, как это делает Nokia. При этом оборудование Huawei более конкурентоспособно в ценовом отношении. Как правило, руководство Nokia не оспаривает эту точку зрения, говорят информированные источники. Кроме того, Huawei отрицает все обвинения со стороны США, утверждая, что действует независимо от официального Пекина.

Прошлым летом финский оператор мобильной связи развернул сеть 5G, намереваясь протестировать работу беспроводных систем производства Huawei для покрытия жилых домов высокоскоростным Wi-Fi. Если проект будет признан успешным, для подключения домашнего высокоскоростного интернета больше не придется протягивать кабели.

Nokia смогла предложить аналогичный продукт только в феврале 2019 года.

«На тот момент необходимое оборудование могла предоставить только Huawei», – говорит Вели-Матти Маттила, исполнительный директор финского оператора Elisa, который использует сетевое оборудование Huawei, Nokia и Ericsson.

«Вы можете придираться к нам по одному или по двум продуктам, но в целом мы конкурентоспособны», – отмечает со своей стороны исполнительный директор Nokia Раджив Сури.

От древесины к шинам

Смещение интереса Nokia с рынка мобильных телефонов на телекоммуникационное оборудование вполне соответствует истории этой компании. В 1865 году Nokia появилась как предприятие по переработке древесины и производству бумаги и была названа в честь финской реки Нокианвирта, возле которой размещалась эта фабрика. Однако на протяжении последующего столетия Nokia диверсифицировала свой бизнес, начав производство резины и электроники. Компания делала ботинки, автомобильные шины, противогазы и компьютеры.

В 1980-х годах Nokia стала пионером в области сотового оборудования и телефонов. По данным исследовательской компании Gartner Inc., на долю популярных моделей финской компании, включая бестселлер прошлых лет Nokia 3310, приходилось более 30% мирового рынка мобильных телефонов. В 2008 году Nokia владела почти 40% этого рынка.

Все изменилось с приходом эры смартфонов, где безраздельно господствовали iPhone и устройства на базе Android. Nokia опоздала на этот рынок, а когда появилась там со смартфонами, покупатели сочли их слишком сложными в использовании.

В 2013 году Nokia продала свой бизнес по производству мобильных телефонов корпорации Microsoft за $7 млрд. К тому времени компания удерживала всего 14% рынка. Однако у Nokia осталось предприятие по производству телекоммуникационного оборудования, которое в 2015 году было расширено путем приобретения за $17 млрд французского конкурента Alcatel-Lucent.

Эта сделка превратила Nokia в ключевого производителя маршрутизаторов и другого оборудования для провайдеров кабельных и интернет-услуг. В итоге компания обогнала своего давнего конкурента шведскую EricssonAB и стала второй крупнейшей компанией в отрасли, пропустив вперед только Huawei.

Тем не менее с 2015 года Nokia ни разу не закрывала год с прибылью. За этот период в компании сменилось несколько руководителей. В прошлом году выручка Nokia составила 22,6 млрд евро ($25,5 млрд), а убыток – 335 млн евро. В январе было объявлено о новых сокращениях персонала, в том числе 280 сотрудников были уволены в Финляндии и еще 408 во Франции.

Тогда же руководители финской компании увидели потенциальные возможности роста на американском рынке. В 2012 году, после того как Huawei начала развивать свою деятельность в Америке, конгресс США фактически запретил деятельность этой китайской компании на территории страны, ссылаясь на соображения национальной безопасности.

«Мы увидели возможность стать одной из двух компаний, предлагающих набор комплексных решений, и единственной, кто способен делать это по всему миру», – заявил г-н Сииласмаа, глава Nokia, в своем недавнем интервью.

Покупка Nokia бывших американских гигантов Motorola и Lucent помогло компании получить одобрение Вашингтона. Учитывая, что приобретение Alcatel-Lucent в 2015 году также затрагивало знаменитый исследовательский центр BellLabs в Нью-Джерси, долгое время работавший на правительство, эта сделка внимательно изучалась Комитетом по иностранным инвестициям в США. В задачи ведомства входит оценка степени возможного влияния иностранных инвестиций на национальную безопасность, и в итоге сделку по приобретению оно утвердило.

Когда Вашингтон разглядел потенциальную угрозу в технологиях Huawei и доминирующей роли этой компании в области телеком-оборудования, американские чиновники обратились за помощью к Nokia. По данным информированного источника, руководители компании провели целый ряд встреч с представителями Комитета разведки конгресса и Агентства национальной безопасности.

Американские официальные лица обратились к руководителям Nokia с просьбой указать на наличие каких-либо особых признаков в телекоммуникационном оборудовании, которое может быть уязвимо для шпионажа или кибератак.

По данным источника, компания также стремилась уменьшить опасения США по поводу того, что Huawei и другая китайская компания ZTECorp., также ставшая мишенью для Вашингтона, будут единственными в мире поставщиками телекоммуникационных услуг.

В поисках союзников

Nokia получила поддержку и в самой Финляндии, и за рубежом. В 2017 году финское экспортно-кредитное агентство Finnvera заключило со своим партнером в Канаде соглашение, которое предусматривало, что оператор мобильной связи Verizon Communications закупит оборудование и услуги Nokia на сумму не менее $1,5 млрд.

Обычно такие сделки финансирует банк страны-экспортера. Однако исполнительный вице-президент Finnvera Юсси Хаарасилта заявил, что его агентство ведет переговоры о возможном партнерстве с Экспортно-импортным банком США по совместному финансированию продаж оборудования Nokia в другие страны.

Со своей стороны официальный представитель США заявил, что Вашингтон совместно с Хельсинки изучает способы, как предоставлять иностранным покупателям телекоммуникационного оборудования у таких некитайских компаний, как Nokia, «комплексный пакет финансирования».

Кроме того, официальные лица США отмечают: по подписанному президентом Трампом в октябре 2018 года Закону о лучшем использовании инвестиций, ведущих к развитию (Better Utilizationof Investment Leadingto Development – BUILDAct), в стране может появиться новая финансовая корпорация, которая будет содействовать таким компаниям, как Nokia и Ericsson. И у этой корпорации будет большая свобода действий, чтобы «привести все коммерческие сделки в соответствие с внешней политикой США», – рассказал один из американских чиновников.

Впрочем, несмотря возглавляемую Штатами международную кампанию против Huawei, китайская компания продолжает укреплять свои лидерские позиции на мировом рынке телекоммуникационного оборудования. По данным исследовательской компании Dell'Оrо Group, в 2018 году на ее долю пришлось 28,6% выручки, тогда как для Nokia и Ericsson этот показатель составил 17% и 13,4% соответственно.

Вскоре после того, как в прошлом году правительство Великобритании сообщило, что оборудование китайской компании ZTE представляет угрозу национальной безопасности, Nokia сделало коммерческое предложение компании Jersey Telecom, небольшому провайдеру беспроводной связи, обслуживающему острова в проливе Ла-Манш.

«Намекая на новость про ZTE, они спросили нас, не хотим ли мы сменить поставщика», – рассказывает Грем Миллар, исполнительный директор Jersey Telecom. Однако он решил сохранить контракт с ZTE, поскольку смена поставщика обошлась бы слишком дорого.

По словам представителя Nokia, такие предложения являются стандартной отраслевой практикой.

Однако в публичных заявлениях, касающихся Huawei, исполнительный директор Nokia Раджив Сури очень осторожен. Он очень редко напрямую упоминает Huawei или Китай, когда говорит о рисках, обсуждаемых в Вашингтоне и в странах – союзниках США.

И все же Nokia лоббирует свои интересы в Федеральной комиссии по связи США, используя недоверие американцев к Huawei. В частности, комиссия намерена запретить сельским провайдерам телекоммуникационных услуг использовать федеральные средства для покупки оборудования, которое США рассматривает как потенциальную угрозой национальной безопасности. По сути, речь идет о продукции Huawei и ZTE.

Huawei выступает против этой инициативы Федеральной комиссии по связи, аргументируя, что Nokia также является «крупным производителем оборудования, связанным с правительством Китая».

В частности, Huawei ссылается на совместное предприятие Nokia с государственной китайской компанией China Huaxin Post&Telecommunications Economy Development Center. Доля финской компания в этом предприятии составляет 50% плюс одна акция.

По мнению юристов Huawei, которое они отразили в отчете регулятору в августе прошлого года, у Федеральной комиссии по связи нет никаких оснований для того, чтобы «проводить какие-либо различия между связями с Китаем со стороны Huawei и столь же сильными связями с КНР со стороны Nokia (и не только)».

В своем собственном отчете в комиссию Nokia заявила, что обвинения Huawei «в лучшем случае основаны на заблуждении, а в худшем – заведомо ложные».

 

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz