Чувство безопасности, стабильности, баланса, гармонии необходимы предпринимателю по одной простой причине – ему нужно постоянно принимать сильные взвешенные управленческие решения, так как это является основным продуктом деятельности менеджера
Психологические защиты нужны нормальной человеческой психике (предприниматель ведь то же человек) для того, чтобы уберегать себя от сильных переживаний и душевной боли. Ты неким образом «обезболиваешь» свои сильные переживания и эмоции, что бы они не «заклинили» и без того перегруженную заботами о бизнесе голову. А забот то полон рот. Обычный владелец малого и среднего бизнеса и швец, и жнец, и на дуде игрец.
Почему?
Мало какой собственник МСБ в Казахстане может похвастаться, что перевел свою компанию на следующий этап жизненного цикла после «тусовки» (когда все делают всё) - этап механизации.
Под «механизацией» понимается четкое разделение труда и формализацию внутренних корпоративных знаний, превращающих компанию из ватаги «тусовщиков» в регулярную «армию». А «механика», внутри системы бизнеса нужна для того, что бы нарастить эффективность. И пока этот переход не произошел, в той или иной степени, нагрузка на предпринимателя весьма высока, так как бизнес в ручном управлении и не работает как хорошо отлаженный механизм или система. А при серьёзной нагрузке на предпринимателя и его психику возникают разного рода психологические защиты, часть которых мы и рассмотрим.
Природное стремление психики живого человека к балансу «что бы ни делать, как бы ни делать, лишь бы достичь комфортного состояния безопасности» вполне объяснима. Это защита.
Человек стремится к безопасности как материальной, так и психологической во вторую очередь после удовлетворения физических потребностей, таких как голод и жажда, это понятно из пирамиды Маслоу.
Что значит сильные и взвешенные? Удовлетворяющие компанию в краткосрочной и долгосрочной перспективе. А это невероятно сложно. Для этого нужен спокойный, холодный ум и умение комбинировать ресурсы, которые у компании есть в наличии. Твой просчет как предпринимателя может стоить компании больших денег или вообще гибели. А это большие проблемы и для предпринимателя и для его сотрудников. Ответственность невероятно высока. И он тащит ее груз несмотря ни на какие кризисы.
Перечислим основные способы психологических защит: отрицание, забывание, вытеснение, проекция, интеллектуализация, идентификация, рационализация, замещение, отчуждение, регрессия, аддикция, сублимация и некоторые другие.
Отрицание в бизнесе
Часто защита предпринимателю действительно нужна, чтобы сохранить свою «крышу» и не сойти с ума. Например, если человек узнал о смерти близкого человека, отрицание - есть защита необходимая для сохранения психики в норме, при ударе от потери, некое временное отрицание факта потери. Пример из бизнеса: ключевой клиент, под который заточена система бизнеса (он без диверсификации), вдруг решил разорвать контракт. Я знаю массу бизнесов, которые являются бизнесом одного крупного клиента и попадают в ловушку и зависимость от него. Это весьма опасно и может вызвать кризис.
Почему?
Компания за время обработки крупного клиента (а иногда это годы), теряет базовый навык выживания на рынке. А в это время конкуренты, не имеющие такого преимущества, наращивают «мускулы и зубы» продаж и сервиса, обучаясь работать и выживать в свободных «рыночных джунглях» где выживает сильнейший и гибкий.
Предприниматель, испытывая психологическое потрясение, желая избежать поиска решения сложной проблемы, от которой зависит выживание бизнеса, просто их бессознательно не видит, отрицает, таким образом, искусственно продлевая психологическую стабильность. Понятно, что кризис приходит, несмотря на психические защиты. Но ведь человеческая природа такова (она имеет психологические защиты) и это надо учитывать, при определении слабого звена в системе, которое подчас и есть это самое отрицание.
Или вот такой пример: руководитель компании «отрицает» регулярный менеджмент, который необходим для перехода ее из жизненного цикла «тусовки» в «механизацию», аргументирую тем, что мы одна семья и нам не нужны стандарты и алгоритмы, что бы быть эффективными и результативными. Он просто не знает (пребывает в невежестве) на каком этапе жизненного цикла находится его компания и не подозревает, что на каждом этапе нужны разные инструменты управления, и то, что работало вчера (его старый опыт в управлении маленькой компанией), может вредить бизнесу (ставшему большим и взрослым) сегодня и убить его завтра.
Но ведь «законы бизнеса», как и законы мироздания не обманешь. Либо компания переходит на следующий этап жизненного цикла, либо освобождает место для тех, кто смог «механизироваться» и стать эффективным.
Руководитель откладывает решение ключевых сложных задач по внедрению регулярного управления на «завтра», продолжая «тушить пожары» которые возникают с регулярной периодичностью, да к тому же окружает себя теми, кто его «понимает» и не противоречит, и становиться искателями одобрения у тех, кто ему льстит, утратив при этом способность адекватно оценивать реальность, поддаваясь лести и угодничеству в ущерб истине, что, по сути, есть отрицание того что проблема существует и ее нужно решать пока компания не долетела до дна с которого уже не будет возможности выбраться. Порой даже толковые сотрудники указывают на аномальную проблематику для этого жизненного цикла, и сообщают о ней, а руководитель отрицает ее, пряча голову как «страус», что приводит со временем к патологии, которая ведет к очень плачевным последствиям для системы бизнеса.
Отрицание искажает восприятие реальности, но увидеть его предприниматель самостоятельно не может, так же, как и компания в целом, так как повязаны в коллективной иллюзии, не способны увидеть собственное отрицание, поэтому человек как личность обращается к психологу, а компания к консультантам. Они могут стать тем самым зеркалом, в котором можно увидеть ситуацию без прикрас и отрицания.
Источник forbes.kz