В Казахстане работа с инвесторами вынесена в один из ключевых приоритетов отечественной экономической политики. По каждому проекту, с каждой компанией ведется индивидуальная работа, причем не только в период переговорного процесса, но и на реализационной стадии, так сказать от идеи до ввода проекта в эксплуатацию, затем включается механизм постинвестиционного мониторинга. О том, как этот механизм работает и какие результаты он дает, рассказал председатель правления АО «Национальная компания «KAZAKH INVEST» Бауржан Сартбаев
Контроль за непосредственной реализацией проектов – это важная составляющая нашей работы. Важно не просто привлечь инвестора в страну, но и удержать его, создать комфортные, предсказуемые условия для долгосрочного ведения бизнеса. Поэтому для эффективной реализации инвестиционных проектов KAZAKH INVEST сопровождает не только на предпроектной и реализационной стадии, но и ведет мониторинг в постинвестиционный период.
Все обращения инвесторов, к примеру, о каком-либо действии или бездействии государственных органов обязательно регистрируются, далее, в зависимости от характера обращения, совместно с соответствующими исполнительными органами на центральном или региональном уровне мы вырабатываем механизм решения возникшего вопроса, в рамках действующего законодательства Республики Казахстан. Если же вопрос носит системный характер, возник ввиду несовершенства нормативных правовых актов или правовой коллизии, наши специалисты разрабатывают предложения по внесению соответствующих изменений и дополнений в законодательство.
Наша организация обеспечивает несколько каналов связи для инвесторов. Один из них - кол-центр, его специалисты в круглосуточном режиме консультируют инвесторов по различным вопросам реализации инвестиционной деятельности.
За текущий год нашими сотрудниками уже рассмотрено порядка 3 тыс. обращений инвесторов, из них около 2 тыс. поступили в кол-центр компании. Также мы открыли наш центр обслуживания инвесторов на базе Международного финансового центра «Астана», сотрудники которого оказали свыше 400 консультаций.
Хотел бы отметить, что KAZAKH INVEST обеспечивает работу инвестиционного омбудсмена – им является премьер-министр Республики Казахстан. За текущий год поступило 70 обращений, из них 50 решены, а 20 в настоящее время отрабатываются совместно с заинтересованными государственными органами.
Поступившие вопросы и обращения касались разъяснения норм казахстанского законодательства (таможенное, земельное и налоговое законодательство), мер государственной поддержки инвестиционной деятельности, визовой и миграционной поддержки, получения необходимых разрешительных документов, финансирования. Другими словами – самые насущные вопросы, решение которых напрямую влияет на деятельность инвесторов.
Дополнительные механизмы действуют на центральном, так сказать, правительственном уровне?
- Следует отметить, что сотрудники нашей компании активно участвуют в работе государственных органов в рамках проектного офиса правительства РК. Проектный офис – это площадка, где представители различных госорганов и организаций вместе с национальными компаниями, НПО, НПП «Атамекен» и другими общественными организациями обсуждают насущные проблемы инвесторов. Результатами этих обсуждений становятся конкретные инициативы и предложения, которые выносятся на уровень совета по улучшению инвестиционного климата (СУИК) под председательством премьер-министра Казахстана, а также координационного совета по привлечению иностранных инвестиций при правительстве страны.
Отметим, что аналогичный подход для решения правительственных задач эффективно используется в Великобритании, Малайзии и ОАЭ.
Если инвестор столкнулся с системной проблемной, как ее решить и предотвратить в будущем?
- Выявление такого рода фактов при реализации инвестиционной деятельности в стране и выработка предложений по их урегулированию – одна из наших первоочередных задач. Сегодня все жалобы инвесторов регистрируются и рассматриваются в рамках заседаний инвестиционного омбудсмена с привлечением соответствующих государственных органов. Такой механизм позволяет обеспечить системный подход в решении проблем, определить системные пробелы в национальном законодательстве, а также принимать превентивные меры по урегулированию спорных вопросов, не доводя их до судебного разбирательства.
Если немного подробнее раскрыть это направление, то отмечу, что в рамках деятельности инвестиционного омбудсмена, KAZAKH INVEST рассматривает обращения инвесторов, выносит рекомендации для разрешения проблем, а также вырабатывает и вносит в уполномоченный орган по инвестициям рекомендации по совершенствованию действующего законодательства в сфере инвестиционной деятельности. Вот уже год, как уполномоченным органом по данным вопросам является Министерство иностранных дел РК.
С какими проблемами могут столкнуться инвесторы на этапе реализации проекта?
- С совершенно разными. Возникают вопросы в сфере применения законодательства, организации логистики, обеспечения инфраструктуры и тому подобные. К примеру, была ситуация, когда инвестор уже открыл в нашей стране завод, и вскоре после запуска предприятия таможенные органы провели проверку, по результатам которой был выставлен штраф на несколько сотен миллионов тенге. Инвестор обратился к нам, мы, в свою очередь, совместно с Комитетом государственных доходов (КГД) Министерства финансов Республики Казахстан рассмотрели данное обращение. По мнению инвестора, такая ситуация сложилась по причине возможности двоякого толкования таможенных процедур. В результате совместного изучения вопроса, он разрешился в пользу инвестора. Специалисты КГД учли, что инвестор прежде не допускал никаких нарушений, то есть является дисциплинированным плательщиком налогов и иных платежей, а кроме того, проинвестировав средства в создание предприятия, создает десятки рабочих мест для региона, вкладывает средства в обучение местного персонала, а с учетом налогов и других факторов вносит серьезный вклад в развитие отечественной экономики.
Каковы основные точки роста в работе с инвесторами? На что чаще всего жалуются?
- Можно выделить три основных блока – законодательный, инфраструктурный и практический. Что важно для инвестора? Один из ключевых вопросов – это стабильность законодательства. И если на уровне законов стабильность есть, то на уровне подзаконных актов, принимаемых министерствами, местными исполнительными органами, еще есть над чем поработать.
Например, Налоговый кодекс у нас четко регламентирует ставки и пошлины и мы гарантируем инвесторам эту стабильность. Но существуют также инструкции тех же налоговых или таможенных органов, которые могут допускать различные толкования. И возникают ситуации, в которые нужно вникать и разбираться.
Поэтому мы работаем над систематизацией и обобщением таких случаев, выявляем системные пробелы и предлагаем совместно с другими заинтересованными органами и организациями законодательные инициативы.
Кроме того, мы проводим регулярный анализ привлекательности инвестиционного климата в сотрудничестве с бизнес-ассоциациями, посольствами зарубежных государств, инвестиционным сообществом и загранучреждениями Республики Казахстан. После всестороннего изучения проблем, мы разрабатываем меры, которые помогают Казахстану оставаться привлекательным инвестиционным направлением. Очень важно, что инвесторы получают очень четкий сигнал правительства о том, что Казахстан готов к конструктивному диалогу.
С прошлого года KAZAKH INVEST активно участвует в разработке и подготовке законопроекта по улучшению инвестиционного климата в рамках правительственной рабочей группы. На основе анализа поступивших обращений и мониторинга инвестиционного климата, компания подготовила 49 предложений по внесению изменений в национальное законодательство, которые были направлены на улучшение визового и миграционного режима, декриминализацию налоговых правонарушений, усиление инструментов судебной защиты инвесторов и совершенствование механизма привлечения иностранной рабочей силы.
В начале года законопроект был передан Министерству национальной экономики РК. Законопроект был объединен с законопроектом по вопросам налогообложения. В рамках рабочих совещаний был окончательно утвержден последний вариант объединенного законопроекта. В результате – из 49 предложенных изменений в окончательный вариант были включены следующие 4 предложения:
1. возможность передачи дел суду МФЦА,
2. усиление функций инвестиционного омбудсмена,
3. передача подсудности инвестиционных споров от Верховного суда республики суду Нур-Султана,
4. возможность создания юридического лица иностранными гражданами без наличия визы бизнес-иммигранта.
В этом году KAZAKH INVEST принимает активное участие в разработке и утверждении нового Закона РК «О газе и газоснабжении».
В текущем году в Предпринимательский кодекс РК поправки вносились 3 раза и касались обращения лекарственных средств и медицинских изделий, регистрации юридических лиц, регулирование сферы естественных монополий, реализации механизмов стабилизации цен на социально значимые продовольственные товары.
Особо значимые для деятельности компании поправки были внесены Законом Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам специальных экономических и индустриальных зон, привлечения инвестиций, развития и продвижения экспорта, а также социального обеспечения» в апреле текущего года.
Согласно данному закону, в Предпринимательский кодекс были внесены 22 поправки, в соответствии с которыми за компанией и ее региональными представителями были закреплены функции оператора централизованной формы оказания содействия инвесторам в получении государственных услуг, а также других услуг, оказываемых иными организациями, предусматривающая минимизацию участия инвесторов в сборе и подготовке документов и ограничение их непосредственного контакта с государственными органами.
Но тут нужно понимать – это долгосрочный и трудоемкий процесс, эта работа требует времени.
Если говорить о практической стороне вопроса, то какие обращения, связанные с инфраструктурой, поступают от инвесторов?
- Блок инфраструктурных вопросов можно разделить на две части: так называемая «мягкая инфраструктура» – то, с чем человек сталкивается, планируя поездку, впервые приезжая в страну или во время проживания здесь.
Это достаточный объем и доступность информации о стране, в том числе, в интернете, работа пограничной или миграционной служб и так далее. Возникают вопросы, связанные со сферой миграционного контроля. Один из них связан, например, с обязательной регистрацией прибывающих иностранцев в страну. В настоящее время, исполняя поручение главы государства об отмене обязательной регистрации иностранных граждан в органах миграционной полиции, правоохранительными органами Казахстана совместно с заинтересованными госорганами и организациями квазигосударственного сектора проводится работа в этом направлении. Конечно же, это потребует дополнений и изменений в нормативные и правовые акты. При этом планируется, что обязательная регистрация иностранцев в республиканской миграционной службе будет отменена до конца текущего года.
Есть и вполне практические вопросы инфраструктурного обеспечения. В этих случаях мы вместе с центральными госорганами и местными исполнительными органами помогаем решить для инвесторов вопросы определения инвестиционной площадки или подведения инфраструктуры. Наряду с этим, мы изучаем мировой опыт и совместно с заинтересованными организациями разрабатываем альтернативные механизмы решения таких вопросов. Инвестор заходит на рынок, готов построить на нашей территории предприятие, оснастить его современным оборудованием, он обучает сотрудников и создает рабочие места. Но для предприятия потребуется инфраструктура, начиная с получения техусловий по таким важным услугам, как энергоснабжение, подключение газа, водоотведение и водоснабжение, не говоря уже про строительство железнодорожной подводки или автодороги к предприятию. А это, зачастую, может обходиться в стоимость, сопоставимую со строительством завода.
Разве подведение инфраструктуры – не задача местных исполнительных органов?
- Да, но бюджет – не безграничен, на все средств сразу не хватит. Поэтому нужно искать другие пути решения. Есть инвесторы, которые готовы сами профинансировать подведение необходимой инфраструктуры. Но они должны получить, к примеру, гарантии возврата вложенных средств, и это логично – ведь той же дорогой могут пользоваться не только одно предприятие, но и другие компании, работающие в этой местности, жители соседних сел и городов. Поэтому для таких инвесторов, с учетом мировой практики, мы предлагаем совместно с другими заинтересованными сторонами рассмотреть возможность использования механизма государственно-частного партнерства, с тем, чтобы государство в последующем компенсировало эти затраты за счет предоставления определённых налоговых или иных преференций. Многие инвесторы на это готовы. Важно, чтобы в равной степени были учтены интересы и государства, и бизнеса.
Каковы сильные стороны вашей организации?
- Хороший вопрос. Полагаю, основное наше преимущество – это компетенция и профессионализм наших сотрудников. Определяющим фактором успеха взаимодействия с инвесторами является высокий уровень командной работы и коллективного духа в нашей компании.
Для нас человеческий ресурс, человеческий капитал всегда стоит на первом месте. Отмечу, что в структуре KAZAKH INVEST осуществляют ежедневную деятельность специалисты, благодаря труду которых обеспечивается защита прав и законных интересов инвесторов, предоставление им консультаций и сопровождение при получении государственных и иных услуг, необходимых для реализации инвестиционных проектов. По сути, ядро компании представляет собой настоящую команду высококвалифицированных специалистов, профессионалов своего дела. Отмечу, что владение тремя и более иностранными языками в компании выступает если не обязательством, то своеобразным корпоративным правилом.
Источник forbes.kz