65% казахстанцев, по данным соцопроса Nielsen Kаzakhstan, считает что экономика страны находится в рецессии. Люди живут в условиях постоянной экономии. Результаты исследования были презентованы 22 января во время Kazakhstan Marketing Conference 2020.
На ежегодной Kazakhstan Marketing Conference 2020 много говорили о маркетинговых приемах, которые помогут привлекать покупателей – предвосхищать ожидания, мониторить современные тренды, грамотно адаптировать западные приемы для местного рынка. Но на динамику покупательской способности влияют еще и темпы роста доходов - а они низкие. Мероприятие началось с презентации нового исследования покупательских трендов от Nielsen Kazakhstan.
Тратить меньше на новую одежду готовы 46% казахстанцев, столько же – на развлечения вне дома, 40% – на праздничные траты, 34% – на обновление техники и гаджетов, рассказала Мадина Сейсенгалиева, коммерческий директор Nielsen Kazakhstan в своем докладе «Consumer Trends 2020».
- Большая часть населения страны – поколение Z. Основные их ценности - это стабильность, безопасность и семейные ценности, знают английский, открыты к инновациям. Они не копят себе на будущее. Живут в реалиях только здесь и сейчас, - отметила она.
Согласно аналитике агентства, только 8% из опрошенных верят, что страна выйдет из рецессии в ближайшие 12 месяцев, 66% считают это маловероятным, а 26% респондентов живут в условиях неопределённости и не знают, чего стоит ждать от экономики.
Казахстанский бизнесмен (№40 в рейтинге «50 самых влиятельных бизнесменов» журнала Forbes Kazakhstan) глава холдинга Centras Group прокомментировал исследование покупательских трендов. По мнению Ельдара Абдразакова, «пациент скорее жив, чем мертв». Экономика растет, но медленными темпами.
- Согласно опросу Nielsen, 68% респондентов считают, что экономика находится в рецессии. Я так не считаю. Думаю, у нас анемичный вялый рост. Мы без понятных ориентиров того, что будет драйвить экономику. Экономические ожидания пока очень осторожны. У людей очень консервативные ожидания. С точки зрения регулирования бизнеса- сейчас много инициатив, например - мораторий на проверки. Но есть экономические реалии. Смотрите на поведение конкурентов - казахстанский бизнес начинает проигрывать российскому. Мы видим демпинг цен, на рынке он очевиден. Все демпингуют и это тревожный показатель. Это означает, что люди в отчаянии, - отметил он.
Сейчас из пяти секторов потребительского рынка глобальные маркетинговые исследовательские компании концентрируются на секторе потребительских товаров, слабо охватывая даже рынок потребительских услуг. Акции и скидки «рулят». Маркетинговые «мифы» подкрепляют текущий статус-кво.
«Если у вас большие маркетинговые бюджеты, то у вас плохие продукты». По большому, уникальных местных продуктов, практически, нет, считает Ельдар Абдразаков. Компании слабо дифференцируются в своих продуктах, клиентском опыте, маркетинговой инфраструктуре. Местные продукты неконкурентоспособны даже в свете продуктов ближнего зарубежья. К тому же две последние девальвации болезненно сказались как на покупательской способности рядовых казахстанцев, так и на бизнесе.
- Все ожидали, что выйдем из девальвации и вернемся к бурному росту нулевых. Сегодня очевидно, что мы прошли дно. Но тот рост, который имеется, медленный и осторожный, - подытожил он.
Автор: Ольга Настюкова
Источник businessfm.kz