Эксперты рассказали о двух моделях ведения этого дела
Для запуска бизнеса по сдаче в аренду самолетов нужно как минимум три воздушных судна. Однако можно начать работать на рынке и в качестве авиаброкера, ведь спрос на услугу, по словам экспертов, в Казахстане стабилен. В беседе с корреспондентом участники рынка рассказали о нюансах бизнеса, стоимости самолетов и самых популярных маршрутах у казахстанцев.
Борт может окупиться минимум через 10-15 лет
По словам экспертов, на казахстанском рынке аренды самолетов работает около 10 компаний. И, по мнению генерального директора RVTA CLUB Анатолия Гаипова, рынок перенасыщен участниками.
«Еженедельно может поступать по 20 заявок, но де-факто лишь по 10% из них оформляется заказ», - сообщил он.
Аренду самолетов в Казахстане предлагают и иностранные перевозчики. «Международные компании в основном базируются за пределами нашей страны – они принимают заказы удаленно. Таких организаций, которые активно работают с казахстанскими клиентами, около 3-5. Насколько мне известно, у них нет в Казахстане своего парка самолетов», - пояснил гендиректор компании.
Он уточняет, что для открытия такого бизнеса потребуется минимум три самолета, объем инвестиций может стартовать от 266,1 млн долларов. Этих средств будет достаточно для покупки одного дальнемагистрального самолета, например, такого как Boeing 777 (от 200 млн долларов). Также можно приобрести среднемагистральный борт, который может осуществлять перелеты по маршруту Казахстан - Россия, а также по всем странам СНГ.
«Такие самолеты могут летать без дозаправки. Например, стоимость одной из моделей самолета Gulfstream стартует от 66 млн долларов. Для развития бизнеса потребуется также борт, который будет летать на небольшие расстояния, в пределах нашей страны. Самолет Cessna обойдется примерно от 120 тыс. долларов. Важно, чтобы борт был нового образца, потому что машиностроение в авиации развивается быстрыми темпами и за этими трендами желательно хоть как-то успевать. В целом же при стабильном спросе окупаемость одного самолета может составить минимум 10-15 лет», - отмечает собеседник.
Парк самолетов иметь не обязательно
Для запуска бизнеса по сдаче в аренду самолетов предпринимателю не обязательно иметь свой парк воздушных судов, достаточно организовать передислокацию борта в Казахстан из любой точки мира. Такие компании называются авиаброкерами. Они зарабатывают на марже, которую закладывают в стоимость билета. Впрочем, компаниям со своим парком самолетов также иногда приходится запрашивать самолеты в других странах для аренды – редко в Казахстане.
«Когда наши борты заняты, иногда их приходится брать в аренду за границей, потому что казахстанский авиапарк по сравнению с российским или американским сильно изношен и скуден. Например, в США можно оперативно взять в аренду практически любой борт: от эконом- до VIP-класса», - рассказывает Анатолий Гаипов.
В целом эксперты считают, что в ближайшие 2-3 года в Казахстане не стоит ждать появления новых игроков на рынке, спрос на аренду самолетов будет стабильно расти, но незначительными темпами.
«Те, кто брал ранее в аренду воздушные борта, продолжают это делать. Также наблюдается интерес на наши услуги со стороны новых клиентов. Заказчики из Казахстана стали чаще арендовать самолеты для перелетов по территории Европы», - отмечает управляющий партнер Jets & Helicopters Евгений Королс.
Сколько стоит перелет
Частные самолеты, в отличие от вертолетов, обычно арендуются на несколько дней. Стоимость аренды борта будет зависеть от многих факторов.
«Средняя цена перелета по маршруту Алматы - Нур-Султан составляет 14-18 тыс. евро. Алматы - Москва: 22-26 тыс. евро. Цена зависит от доступности самолетов, типа воздушного судна, направления и количества пассажиров. Учитывая, что самолетов, которые базируются именно в Казахстане, не так много, то для перелета приходится задействовать самолеты с подлетом из-за рубежа. За счет этого цена на рейс может сильно вырасти. Поэтому каждый перелет мы прорабатываем отдельно», - рассказывает Евгений Королс.
Важна и дата перелета - полеты в летние месяцы будут стоить дороже, чем рейсы в другой период.
«Несмотря на то что озвученная ранее цена на чартер не содержит скрытых платежей, возможны некоторые издержки, которые придется взять на себя клиенту по договору. Например, в случае снежной погоды самолету потребуется дополнительная обработка от обледенения. Ее стоимость для небольшого судна составляет от 1 тыс. евро, для крупного - от 10 тыс. евро. Даже если вы планируете поездку в одну сторону, то в любом случае нужно будет оплатить перепозиционирование самолета, так как пустым он не летает. Во время путешествия стоит учесть, что государственные сборы, навигация, услуги аэропорта и обработка самолета могут увеличить итоговую стоимость полета», - сообщил Евгений Королс.
Гендиректор компании RVTA CLUB Анатолий Гаипов уточняет, что стоимость аренды самолета зависит от его класса и вместимости. Борт VIP-класса может обойтись на 20-60% дороже, чем борт экономкласса. Важное значение имеет и модель самолета.
«Например, рейс на воздушном судне Gulfstream обойдется дороже, чем на самолете Cessna. В целом же наши клиенты очень редко оговаривают марку. Но если мы предлагаем более бюджетную модель и более дорогую, то они делают ставку на первую. Цена на перелет – это решающий фактор. У нас были заказы, когда аренда борта по международному направлению Алматы - Рим доходила до 250-300 тыс. евро за перелет», - подчеркивает он.
Заказывать борт лучше за 3-4 дня
Эксперты поясняют, что при заказе рейса по Казахстану для подготовки борта требуется как минимум два часа до отлета, по международным рейсам за 3-4 дня.
«Перед совершением международного рейса самолет требует огромной подготовки к перелету. К тому же компании необходимо получить разрешение у авиаслужб. У каждой страны есть свой регламент по выдаче таких разрешений. Но бывают случаи, когда иностранный самолет, находящийся в Казахстане, завершивший предыдущий рейс, планирует возвращение в Европу. Тогда вопрос с разрешением упрощается. Мы всегда отслеживаем доступные самолеты, у которых уже имеются разрешения на полет в ту или иную страну», - сообщил директор Astana Business Aviation Кайсар Шыныбаев.
Перед тем как заказать борт, с клиентом всегда оговариваются все детали, в том числе питание. «Пока каких-то невыполнимых задач по кухне не было, экзотические заказы встречаются, но очень редко. Если говорить о предпочтениях, то прослеживается тренд на правильное питание. Больше заказов стало поступать по вегетарианским блюдам», - отмечает собеседник.
Топовый маршрут: Алматы - Нур-Султан
Около 80% заказов на аренду самолетов генерируют частные лица для личных целей. «Около 20% приходится на бизнес-поездки. Наша компания работает на рынке с 2011 года и за все это время не вспомню ни одного случая, чтобы к нам обращался за арендой самолета какой-нибудь чиновник», - рассказывает гендиректор компании RVTA CLUB Анатолий Гаипов.
Директор Astana Business Aviation Кайсар Шыныбаев вспоминает, что у компании был заказ на аренду судна на 300 человек. «Это был корпоративный выезд из Казахстана в ближневосточную страну. Такие перелеты не единичны, у нас бывают заказы по групповым поездкам. За границу и в нашу страну частными рейсами летают корпоративный сектор, спортивные команды, компания из нескольких семей, друзья. Такие рейсы обычно планируются, если нет прямого авиасообщения на регулярные рейсы между нужными городами», - отмечает собеседник.
Игроки рынка сходятся во мнении, что самый востребованный маршрут по Казахстану Алматы - Нур-Султан - Алматы, а популярность направлений зависит от сезона.
«В зимний период это в основном европейские горнолыжные курорты, Дубай, Мальдивы, Азия. Летом – лазурный берег Франции, Италия, Испания, Греция, Кипр. Помимо направления Алматы - Нур-Султан, популярны рейсы в Москву. По моим оценкам, чаще все же заказывают судно для бизнес-поездок, в меньшей степени для отдыха с семьей», - поясняет управляющий партнер Jets & Helicopters Евгений Королс.
Автор Анна Видянова
Источник kapital.kz