Прошлый год изменил отношение к онлайн-консультациям врачей: граждане стали прибегать к ним не только для того, чтобы избежать лишних контактов в разгар пандемии, но и для того, чтобы сократить время на дорогу или получить консультацию врача из другого города или страны. Однако для дальнейшего существенного роста этого сегмента необходимо смягчение регуляторных ограничений, полагают эксперты.

telemedecina

«Рынок телемедицины существует уже более десяти лет, но, несмотря на это, находится в зачаточном состоянии», — Дарья Голосова, первый замгендиректора компании «Ай-ФОРС», в числе первых предложивших рынку телемедицинские решения, считает, что для такой консервативной сферы, как здравоохранение, это не такой уж большой срок. По ее словам, рынок начинает в полной мере формироваться: «Он сильно фрагментирован — появляется много телемедицинских сервисов, стартапов, разрабатывающих собственные решения, конкуренция растет. При этом отсутствуют стандарты в этой области — все только пытаются нащупать работающую бизнес-модель. Продолжается время поиска».

По прогнозу Global Market Insights, глобальный рынок телемедицины к 2026 году составит $175 млрд, в то время как российский к 2025 году может вырасти до 96 млрд руб. (при 1,5 млрд руб. в 2019 году). В 2021 году доля онлайн-приемов врачей достигнет 5% от всех приемов врачей в общемировом масштабе, тогда как в 2019 году онлайн-консультации составляли 1% от общего числа приемов, ожидают в «Делойт». В VEB Ventures среднегодовой прирост российского рынка телемедицины в ближайшие пять лет оценивают в 116%.

Коронавирус как фактор роста

«Пандемия радикально подстегнула рынок телемедицины, изменив его принципиально. Мы бы это назвали формированием "новой нормальности", — говорит Дарья Голосова.— Раньше все, что касалось удаленного взаимодействия, считалось чем-то незначимым или второстепенным, а сейчас это стало нормой в бизнес-среде и в обычной жизни».

COVID-19 изменил привычки людей и их потребительские предпочтения: если раньше часть людей, особенно старше 65 лет, скептически относилась к эффективности врачебных «визитов» по Zoom, WhatsApp или Skype, то самоизоляция не оставила людям выбора, кроме как научиться использовать технологии видеосвязи, согласен директор группы по обслуживанию предприятий отрасли медико-биологических наук «Делойт» в СНГ Дамир Хусаинов. Многие будут продолжать пользоваться медицинскими услугами онлайн даже после окончания пандемии, уверен он.

В России онлайн-медицина официально появилась, по сути, только в 2018 году, когда в силу вступил соответствующий закон. С тех пор услуга телемедицины включена во все корпоративные программы ДМС, рассказывают в страховой компании «Согласие». Например, в «Согласии» в 2020 году продажи полисов «Телемедицина» увеличились в шесть раз по сравнению с 2019 годом, а количество консультаций, проведенных цифровым медицинским сервисом «Доктор рядом» в 2020 году, на 293% превысило количество консультаций, проведенных в 2019-м.

Самыми востребованными специалистами для удаленных консультаций стали терапевты, педиатры, неврологи, гастроэнтерологи, дерматологи и акушеры-гинекологи, а во время пандемии возросло количество дистанционных обращений к психологам, рассказала директор по андеррайтингу личных видов страхования «Согласия» Олеся Сабанова.

По мнению госпожи Сабановой, спрос на телемедицину после пандемии снизится, но незначительно, услуга останется востребованной. Согласно статистике, в 40% случаев застрахованным не требуется посещение клиники, и тогда достаточно телемедицины. Так, дистанционные консультации удобны людям с хроническими заболеваниями в тех ситуациях, когда их состояние стабильно, но необходимо поддерживать связь с врачами, а также для получения второго мнения у профильных специалистов по поставленному диагнозу, рассуждает госпожа Сабанова.

Нежелание посещать лечебные учреждения из-за страха перед новой коронавирусной инфекцией, критическая нагрузка на всю систему здравоохранения — все это дало новый импульс для развития телемедицины в стране, полагает руководитель внешних коммуникаций Международного медицинского кластера в Сколково Фаина Филина. По ее мнению, этому также способствует потребность в качественной медицинской помощи на огромных расстояниях страны с учетом транспортной неразвитости некоторых регионов.

Многие сотрудники работают удаленно из разных городов, а в мегаполисах онлайн-консультации позволяют избежать риска заражения и экономить время на дорогу в клинику, поэтому услуга телемедицины включена во все ДМС-программы, отмечает гендиректор цифрового медицинского сервиса «Доктор рядом» Денис Швецов. По его словам, онлайн-консультации постепенно начинают включаться в региональные программы ОМС, что позволяет жителям малонаселенных территорий обращаться к врачам узких специальностей.

Невозможность выехать за границу также повлияла на рост популярности телемедицинских услуг: спросом пользуется возможность получить консультацию иностранного врача, не выезжая за рубеж, говорит Фаина Филина. Так, филиал израильской клиники «Хадасса Медикал» за первый квартал 2020 года, когда еще не было карантина, провел 148 телеконсультаций, а за этот же период в 2021 году количество телеконсультаций выросло почти в два раза — до 280 онлайн-консультаций, включая 13 консультаций с израильскими специалистами, рассказала госпожа Филина.

Среди факторов роста рынка телемедицины аналитики Global Market Insights называют развитие мобильных телефонов: повсеместное распространение камер высокого разрешения повысило доступность телемедицины для пациентов, а рост проникновения интернета в мире повысил спрос на услуги онлайн-медицины.

Будущее медицины в экране

Однако с развитием телемедицины в России не все гладко. Во многом тормозит его то, что правовое поле не поспевает за технологическим развитием. Ведь до сих пор удаленные консультации законодательно не являются медицинскими услугами, сетует Дарья Голосова.

Действительно, сегодня часто под телемедициной имеют в виду также онлайн-консультации врачей, которые не подпадают под это определение и формально являются рекомендациями и оговоркой о необходимости получить официальную консультацию в медицинском учреждении, отмечает Дамир Хусаинов. Дальнейшее развитие телемедицины в России будет зависеть от того, насколько лояльно регулирующие органы, страховые организации и другие заинтересованные стороны будут относиться к онлайн-рекомендациям врачей, полагает он.

Другой, по мнению госпожи Голосовой, сдерживающий фактор заключается в том, что сами медики должны нащупать, в каких областях эти технологии могут быть эффективны и стоит ли в них вкладывать деньги. «Сама система здравоохранения должна дать на это ответ. Это как с лекарствами: какие-то помогают, а какие-то — нет, — продолжает эксперт.— Поэтому надо проводить клинические исследования на больших выборках, чтобы добиться научно доказанных результатов. Такой поиск идет сейчас по всему миру, и у нас в том числе».

Впрочем, тренд на рост рынка дистанционных консультаций сохраняется, а интерес пользователей растет, так как руководство страны уделяет особое внимание цифровизации здравоохранения и расширению возможностей телемедицины, полагает Денис Швецов. Так, в апреле Минцифры утвердило приказ об утверждении методик расчета целевых показателей «Цифровой трансформации», согласно которому количество медицинских консультаций онлайн должно достичь 50% к 2030 году. Это поспособствует изменению закона о телемедицине в России и дальнейшему развитию этой сферы, считает госпожа Филина.

Например, сейчас законодательством установлен запрет на первичный прием и дистанционную постановку диагноза, пациент должен пройти процедуры идентификации, поясняет Дамир Хусаинов. Российский рынок онлайн-медицины сейчас искусственно подогревается вбросами сообщений о том, что разрешат первичную онлайн-консультацию с постановкой диагноза в рамках ОМС, отмечает директор по развитию «Нетрика Медицина» Владимир Соловьев. По его мнению, подобные новости стимулируют телемедицинские площадки развиваться.

В некоторых странах уже пересмотрели отношение к телемедицине, добавляет госпожа Филина. Так, в Южной Корее исторически телемедицина запрещена, но в пандемию она начала работать на экспорт, что позволило практически не снижать поток медицинских туристов. В Турции медицинские онлайн-консультации также не были официально разрешены, но сегодня Минздрав этой страны планирует использовать телемедицину в том числе для пациентов с COVID-19 и медицинских туристов, рассказывает госпожа Филина.

Автор Юлия Степанова