Небольшой рост уровня инфляции в Соединенных Штатах и Европе вызвал обеспокоенность на финансовых рынках.
Не перегреет ли экономику администрация президента США Джо Байдена, приняв пакет антикризисных мер в размере $1,9 трлн и запланировав дополнительные расходы на инвестиции в инфраструктуру, создание рабочих мест и поддержку американских семей?
Такие опасения преждевременны, учитывая явную неопределенность, в которой мы продолжаем жить. Ранее мы никогда не сталкивались с кризисом, вызванным пандемией, который сейчас сопровождается резким спадом в секторе услуг, беспрецедентным обострением неравенства и внезапным ростом уровня сбережений. Никто не знает, когда и закончится ли вообще пандемия COVID-19 в странах с развитой экономикой, не говоря уже о мире в целом. Взвешивая риски, мы также должны принимать во внимание все непредвиденные обстоятельства. На мой взгляд, администрация Байдена правильно определила, что риск сделать «слишком мало» намного перевешивает риск сделать «слишком много».
Кроме того, большая часть нынешнего инфляционного давления связана с кратковременными проблемами в производственно-сбытовой сфере, которые неизбежны при восстановлении экономики. Мы имеем глобальный потенциал в области производства автомобилей или полупроводников. Но как только все новые автомобили будут использовать полупроводники, а спрос на автомобили погрязнет в неопределенности (как это было в период пандемии), производство полупроводников будет сокращено. В более широком смысле координация всех производственных ресурсов в сложной интегрированной глобальную экономику является весьма сложной задачей, которую мы обычно принимаем как должное, так как дела идут довольно хорошо, а большинство корректировок находятся «на грани».
Теперь, когда привычный процесс был прерван, возникнут трудности, которые приведут к росту цен на тот или иной продукт. Однако нет никаких оснований полагать, что эти процессы будут подогревать инфляционные ожидания и, таким образом, создавать инфляционный импульс, особенно учитывая общий избыток производственных мощностей во всем мире. Следует вспомнить, как недавно некоторые из тех, кто сейчас предупреждает об инфляции по причине чрезмерного спроса, предупреждали о «вековом застое», вызванном недостаточным совокупным спросом (даже при нулевой процентной ставке).
В стране с давним глубоким неравенством, выявленным и обострившимся в результате пандемии, ограниченный рынок труда - это именно то, что доктор прописал. Когда спрос на рабочую силу высок, повышается заработная плата трудящихся, находящихся на низших уровнях, и тогда на рынок труда выходят маргинализированные группы. Конечно, степень напряженности нынешнего рынка труда США остаётся предметом дискуссий, если учесть заявления о нехватке рабочей силы, и это несмотря на то, что занятость по-прежнему остается ощутимо ниже докризисного уровня.
Консерваторы винят в сложившейся ситуации чрезмерно щедрые пособия по безработице. Однако эконометрические исследования, сравнивающие трудовые ресурсы в разных штатах США, указывают на то, что такие виды сдерживающего воздействия на рабочую силу всё же ограничены. В любом случае пособия по безработице должны закончиться осенью, даже если последствия вируса на глобальную экономику будут все еще ощущаться.
Вместо того чтобы паниковать по поводу инфляции, мы должны беспокоиться о том, что станет с совокупным спросом, когда закончатся средства, предоставляемые пакетами налоговых льгот. Многие из тех, кто находится на нижней ступени системы перераспределения доходов и богатства, накопили большие долги, в том числе задолженность по арендной плате более чем за год, в силу временных мер защиты от выселения.
Сокращение расходов семей с задолженностью вряд ли будет компенсировано теми, кто находится на самом верху системы, многие из которых накопили сбережения в период пандемии. Поскольку расходы на потребительские товары длительного пользования оставались стабильными в течение последних 16 месяцев, вполне вероятно, что обеспеченные люди будут относиться к своим дополнительным сбережениям так же, как и к любой непредвиденной прибыли: они могут инвестировать деньги или годами их понемногу тратить. Если не будет новых государственных расходов, экономика снова может пострадать от недостаточного совокупного спроса.
Более того, даже если инфляционное давление будет всерьез беспокоить, у нас есть инструменты для ослабления спроса (их использование укрепит долгосрочные перспективы экономики). Прежде всего, существует политика процентных ставок Федеральной резервной системы США. Последние десять с лишним лет практически нулевые процентные ставки не были экономически здоровыми. Стоимость капитала не равна нулю. Низкие процентные ставки влияют на рынки капитала, вызывая поиск прибыли, что, в свою очередь, приводит к довольно-таки низким премиям за риск. Было бы неплохо уже вернуться к «нормальным» процентным ставкам (хотя богачи, которые были основными бенефициарами в данный период сверхнизких процентных ставок, могут не согласиться с этим).
Безусловно, некоторые комментаторы, глядя на оценку баланса рисков ФРС, беспокоятся, что она не будет предпринимать никаких действий даже при необходимости. Однако я считаю, что заявления ФРС были правильными, и я верю, что в случае появления доказательств ее позиция изменится. Инстинкт борьбы с инфляцией заложен в структуре центральных банков. Если они не воспринимают инфляцию как ключевую проблему, с которой сейчас столкнулась экономика, то и вам не стоит этого делать.
Следующий инструмент - повышение налогов. Обеспечение долговременного «здоровья» экономики требует намного больших государственных инвестиций, за которые придется платить. Соотношение налогов к ВВП в США слишком низкое, особенно учитывая огромное социальное неравенство в Америке. Необходимо срочно ввести более прогрессивное налогообложение, не говоря уже о повышении природоохранных налогов для борьбы с климатическим кризисом. Тем не менее вполне очевидно, что возникнут сомнения относительно введения новых налогов, пока экономика находится в плачевном состоянии.
Мы должны согласиться с тем, что нынешние «споры об инфляции» являются «отвлекающим маневром», который проворачивают те, кто намерен помешать действиям администрации Байдена в решении ряда главфундаментальных проблем Америки. Для достижения успеха потребуется больше государственных расходов. Соединенным Штатам наконец-то повезло, что теперь у них есть экономический лидер, который не поддастся панике.
Автор Джозеф Стиглиц
Источник forbes.kz