Казахстан сегодня наиболее перспективная площадка для развития бизнеса, считают ведущие аналитики республики. Ни события трагического января, ни гиперинфляция, ни усиление мировой конфронтации не помешали нашей стране оставаться привлекательной и комфортной для иностранных бизнесменов. Эксперты панельной дискуссии бизнес-конференции CAF разобрались, что же влияет на создание благоприятной среды для бизнеса , сообщает press.kz .

Бизнес в Казахстане

В Казахстане хороший интернет и нет растущей ксенофобии

Президент «BISAM Central Asia», один из ведущих в Казахстане ученых и специалистов в области социологии и маркетинговых исследований Леонид Гуревич отметил ключевые достоинства страны для становления бизнес-хаба в масштабах региона.

Во-первых, у Казахстана есть преимущество в виде стабильной страны, которая немного пошатнулась после январских событий, но, тем не менее, в мировом сознании все сохранилось. В то же время при нынешних мировых коллизиях, при усилении мировой конфронтации, конфликтности, Казахстану удается сохранять глубоко нейтральные позиции. У нас довольно хорошие условия по сравнению с другими странами для бизнеса. Очень важна и казахстанская ментальность. Иностранцы находят здесь комфортную среду, лучшую, чем в любой из стран СНГ. В добавок к этому, в Казахстане не развита ксенофобия. У нас нет агрессивных настроений против какой-либо страны и это подтверждают реальные цифры многих наших исследований, — отметил социолог.

Кроме того, по мнению эксперта, на привлекательность также повлияли хороший экономический уровень и хорошо развитый Интернет, по сравнению с другими странами Центральной Азии. Все эти явные преимущества, по его мнению, уверенно позволяют Казахстану играть роль бизнес-хаба.

Такие выводы всецело поддерживает создатель и руководитель «BRIF Research Group», академик Академии социологии Казахстана Александр Рузанов.

Наша ментальность предполагает терпимость, уважение к разным точкам зрения, к этничности, уважение к вере. Недавно наша компания проводила фокус-группы на подобные острые темы, и я с удивлением наблюдал, что молодые люди высказываются очень корректно. Они подбирают слова, стараясь не обидеть и не задеть чувства тех, кто рядом. Для культуры Казахстана подобное отношение характерно в целом, исторически, — считает Александр Рузанов.

Удастся ли Казахстану сохранить преимущество?

Когда усиливается радикализация по всему миру, актуальным остается вопрос – удастся ли казахстанцам сохранить вот эту исключительную ментальность и психологическое равновесие?

Социолог уверен, что условия для бизнеса в Казахстане неплохие: хорошо работает банковская структура, достаточно быстро можно регистрировать бизнес и практика это подтверждает.

В добавок к этому, у нас в Казахстане хорошо работает электронное правительство. Попадая в другие страны, реально понимаешь это, когда там не можешь добиться какой-то элементарной справки, — отметил Александр Рузанов.

Высокую заинтересованность Казахстаном со стороны международных брендов отметила директор группы исследовательских компаний Alvin Market, президент «Казахстанской Ассоциации профессиональных исследователей общественного мнения и рынка» Наталья Оспанова.

Исследователи, как правило, первыми узнают о том, что какой-то бренд хочет зайти на наш рынок. К нам обращаются за проведением различных исследований, чтобы «прощупать», понять потенциал возможностей. В последнее время мы наблюдаем большой поток запросов на проведение исследований от новых брендов, которые хотят для себя оценить Казахстан и в целом Центральную Азию, как потенциальную площадку для работы и развития бизнеса. Бизнесмены смотрят на казахстанский рынок, как одну из первых стран для захода нового бренда, и уже позже добавляются Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан, — проинформировала эксперт.

В то же время, эксперты заметили, что изменяется и уровень доверия к брендам. Соогласно проведенным исследованиям, люди, в целом, все меньше готовы рекомендовать конкретный бренд, при этом уровень претензий растет. Специалист считает, что люди стали более притязательны и даже чем-то избалованы.

Какие перспективы есть у Казахстана

Обсуждая вопрос о возможностях глобального бизнес-хаба, генеральный директор «ИПСОС» Рашида Фатихова отметила, что становление хабом для бизнеса в существующей скорости может сильно изменить социальную жизнь казахстанцев.

Это, конечно, большие перспективы и хорошая позиция в будущем Казахстана на мировом рынке. Но с другой стороны, стремительное становление хабом влияет на различные социальные факторы. В том числе и растущая конкуренция на рынке труда. Людей все больше волнует вопрос потери работы. Они переживают за то, что не поспевают за тем, что сейчас творится на рынке, и остро становится вопрос о профессиональной подготовке. Согласно исследованиям, мы наблюдаем на реальных цифрах у жителей Казахстана большое стремление к саморазвитию, профессиональному росту и самосовершенствованию, — разъяснила Рашида Фатихова.

Опасения коллеги по поводу рисков на фоне отрывающихся возможностей поддерживает и эксперт-аналитик Наталья Оспанова.

Наблюдается большой интерес к нашему рынку иностранных консультантов. Они хотят быстрее здесь «застолбить» свое место, получить свою долю рынка. В итоге, некая угроза для нас, как для профессионалов, существует. При этому, замечу, что у нас есть определенные конкурентные преимущества. Наверняка, каждая отрасль может для себя выделить преимущества и защитить казахстанский бизнес от влияния внешних игроков, которые могут приходить в страну. Мы сильны тем, что знаем специфику своего рынка, знаем ментальность покупателя, разговариваем с ним на одном языке и больше чувствуем его потребность, — подчеркнула Наталья Оспанова.

В целом, эксперты считают, что казахстанцам нужно пользоваться сильными сторонами и принимать во внимание то, что конкуренция со стороны зарубежных компаний будет только нарастать, а значит всем специалистам разных отраслей нужно активно наращивать свои профессиональные навыки и соответствовать высоким мировым стандартам.

Автор Венера Касумова

Источник press.kz