Согласно закону РК о республиканском бюджете на 2025-2027 годы, крупнейшими донорами бюджета стали Алматы, Атырауская область и Астана.

Насколько справедливо говорить, что Казахстан кормят лишь Астана и Алматы?

Фото: сaravan.kz

Казахстанский экономист Расул Рысмамбетов поднимает важный вопрос о перераспределении налогов и роли регионов в формировании государственного бюджета страны. Сегодня принято считать, что лишь три региона — Астана, Алматы и Атырауская область — являются донорами бюджета, в то время как остальные регионы зависят от дотаций. Однако такой взгляд на ситуацию не учитывает ключевой момент: налоги начисляются по месту регистрации компаний, а не по месту их фактической деятельности,сообщает сaravan.kz.

Это создает иллюзию, что именно указанные три региона формируют основную часть доходов бюджета. Например, в Алматы сосредоточены банки, штаб-квартиры крупных корпораций и нефтяных компаний, в Атырауской области доходы обеспечиваются нефтяным сектором, а в Астане значительную долю поступлений дают квазигосударственные компании вроде холдинга «Самрук-Казына». На практике же другие регионы также вносят существенный вклад в экономику, но этот вклад остается скрытым из-за централизованной системы учета.

Рысмамбетов считает, что для объективной оценки вклада регионов необходимо учитывать налоги там, где реально создаются выручка и прибыль. Такой подход не только позволит создать более справедливую картину, но и укрепит чувство значимости регионов, повысит их уверенность в собственных возможностях. Сегодняшняя система централизованного управления часто навязывает регионам статус «иждивенцев», что сдерживает их развитие и мешает проявлять инициативу.

«Мы немного несправедливо относимся к регионам. То есть с юридической и бюджетной стороны — все правильно: у нас три региона-донора (Алматы, Атырауская область и Астана) и остальные на кормлении республиканского бюджета. Однако надо принять во внимание, что в Астане зарегистрирован, например, холдинг «Самрук-Казына», а значит, налоги он платит тут. В Алматы — почти все банки. Но если мы нормализуем и аккуратно распределим налоги, собираемые в одном регионе, и распишем их по тем регионам, где работает та или иная организация с центральным офисом в Алматы или Астане — то доноров станет больше.

С учетной точки зрения — да, нынешняя система отвечает требованиям. Однако для понимания профиля региона — надо приписывать налоги конкретно к региону, где создавалась выручка/прибыль.

Это поможет созданию профиля региона. Но самое главное — даст регионам уверенность в себе. Так или иначе — любая центральная власть является своего рода колониальной (не совсем Левиафан Гоббса, но около того) и с философской точки зрения пытается навязать регионам мысль, что регионы — нахлебники и чуть-чуть иждивенцы. Это сильно рождает в регионах несамостоятельность мышления», — отметил эксперт.

По его мнению, это связано не с личностями в руководстве, а с самой природой центрального госаппарата, который стремится доминировать. В ответ на это региональные власти предпочитают передавать ответственность в центр, что лишь усиливает зависимость. Между тем децентрализация вовсе не угрожает единству страны. Напротив, сильные и самостоятельные регионы укрепляют государство, становясь основой его экономической и социальной стабильности. Мировой опыт таких стран, как Германия, Канада и Швейцария, доказывает, что децентрализованная система управления способствует равномерному развитию.

Если бы нефтяные компании, работающие в Кызылординской и Мангистауской областях, платили налоги по месту добычи нефти, а крупные корпорации регистрировали свои доходы в регионах, где фактически ведут деятельность, список доноров бюджета существенно расширился бы. Это также стимулировало бы развитие местных инициатив, усилило бы экономическую самостоятельность и повысило качество управления на местах. Для этого необходимо провести реформу налогового учета, привязывая налоги к месту реального ведения бизнеса, а также предоставить регионам больше свободы в принятии решений. Такая реформа сделает экономику более справедливой, сбалансированной и устойчивой, обеспечивая равномерное развитие всех регионов страны. Расул Рысмамбетов подчеркнул, что это не только укрепит регионы, но и станет шагом к созданию сильного и единого государства, где каждый регион чувствует себя полноценным участником общего дела.

Согласно закону Республики Казахстан о республиканском бюджете на 2025-2027 годы, крупнейшими донорами бюджета стали Алматы, Атырауская область и Астана. Алматы внесет 251,5 млрд тенге, Атырауская область — 178,1 млрд тенге, а столица Астана — 74,5 млрд тенге. В совокупности эти регионы обеспечат поступление 504,1 млрд тенге в республиканский бюджет.

В то же время остальные регионы Казахстана будут получать финансовую помощь из бюджета в виде субвенций. В 2025 году на субвенции выделено 5,7 трлн тенге, что больше, чем в 2024 году (5,2 трлн тенге).

Среди регионов, получающих субвенции, наибольшую сумму выделят Туркестанской области — более 1,1 трлн тенге. На втором месте Кызылординская область с 476,7 млрд тенге, а на третьем — Жамбылская область, которая получит 465,9 млрд тенге. Таким образом, 17 регионов Казахстана в 2025 году получат из республиканского бюджета субвенции на общую сумму 5,7 трлн тенге.

Автор Ахмет Талапулы

Источник caravan.kz