Когда в 2015 году правительства стран мира утвердили «Цели устойчивого развития» ООН (ЦУР), они пообещали искоренить голод и нищету,сообщает forbes.kz.
Фото:freepik.com
Но срок достижения этих целей приближается (2030 год), а между изначальными амбициями и реальностью пролегла пропасть. 2020-е, похоже, станут потерянным десятилетием для развития, а главной жертвой этого замедления окажутся наиболее уязвимые дети мира.
Будущее, описанное в программе ЦУР, постепенно становится недостижимым. По прогнозам, в 2030 году около 620 млн человек будут жить в крайней нищете (согласно определению Всемирного банка, это доходы менее $2,15 в день). Прогресс в искоренении голода застопорился более десяти лет назад. К 2030 году, при нынешних темпах прогресса, 582 млн человек будут хронически недоедать, то есть столько же, сколько и десять лет назад, когда утвердили ЦУР.
Такая разница между амбициями и реальными успехами непропорционально сильно влияет на молодёжь младше 18 лет. Дети составляют около трети населения планеты, но при этом более половины мировой бедноты. Из 333 млн детей, живущих в крайней нищете, 237 млн живут в странах Африки южнее Сахары. По нашим оценкам, основанным на прогнозах ООН и Всемирного банка, к 2030 году эта цифра увеличится до 326 млн.
Недостаток питания наносит ужасный вред. В беднейших странах мира сегодня голодают около 258 млн детей, что на 56 млн больше, чем в 2015 году. Голод для них — не редкая причина беспокойства, а мрачная реальность повседневной жизни. Хроническое недоедание означает, что миллионы детей страдают от задержки роста, а это один из главных факторов риска нарушения развития мозга. Уровень задержки роста снижается, но они лишь на 25% приблизились к уровню, необходимому для достижения ЦУР; а в странах Южной Азии и Африки южнее Сахары он до сих пор выше 30%. При нынешних темпах прогресса число детей с задержкой роста окажется на 36 млн больше, чем в случае, если бы поставленная ООН цель борьбы с голодом была достигнута.
Бедность и голод крайне негативно влияют на результаты обучения и социальную мобильность. Около 84 млн детей рискуют остаться без образования к 2030 году, что подрывает прогресс на пути к всеобщему образованию. Подростков без образования часто заставляют работать и вступать в ранний брак, что лишает их надежд на лучшее будущее. А голод в школьном классе сильно мешает концентрации и обучению.
Слишком часто дискуссии о ЦУР сводятся к бесполезным стенаниям по поводу разочаровывающих темпов прогресса. Но стенания — это роскошь, которую бедные и голодные дети не могут себе позволить. Им нужные практичные меры, помогающие изменить их жизнь к 2030 году. Именно поэтому мы поддерживаем крупную инициативу обеспечения всеобщего школьного питания в беднейших странах, которая опирается на новый глобальный механизм финансирования.
Программы в Индии, Бразилии и многих других странах показали, что организация обедов в школах улучшает питание детей, позволяя им учиться без изнуряющих последствий голода. Экономически это наиболее эффективный способ сокращения детской бедности. Для беднейших семей школьные обеды становятся пособием в натуральной форме, снижая нагрузку на семейный бюджет и удерживая детей в школе. В результате школьное питание повышает долю учащихся детей и снижает количество бросивших учиться (особенно среди беднейших детей). И оно даёт возможность детям лучше учиться. Масштабная программа школьного питания в Гане привела к улучшению результатов обучения, причём в эквиваленте дополнительного года учёбы.
Закупки школьного питания приносят дополнительную пользу, открывая экономические возможности для деревень, в которых проживают примерно 80% всей бедноты. В Бразилии треть бюджета школьного питания направляется мелким фермерам, увязывая здоровое питание детей с укреплением источников существования населения.
Согласно исследованию Инициативы устойчивых финансов при «Коалиции за бесплатное школьное питание» (FSMC), увеличение числа детей, обеспеченных бесплатными школьными обедами в беднейших странах мира, на 236 миллионов будет обходиться в $3,6 млрд ежегодно до 2030 года. Основную часть этих средств могут предоставить сами развивающиеся страны, но потребуется и внешняя помощь — $1,2 млрд в год.
Текущие размеры помощи развитию намного меньше этой суммы, и она безнадежно фрагментирована. Вместо инвестиций в разработку национальных программ, финансовые доноры бросаются помощью как конфетти: они финансируют небольшие, не связанные между собой проекты, которые обычно не приносят долгосрочных результатов. Лишь небольшая часть помощи (около $280 млн в год) направляется на школьное питание, причём почти вся эта сумма поступает в виде продовольственной помощи США, что не очень эффективно, особенно в сравнении с закупками продовольствия у местных фермеров.
Есть альтернатива. Глобальные фонды здравоохранения (прежде всего, Вакцинный альянс Gavi и Глобальный фонд борьбы со СПИДом, туберкулёзом и малярией) объединяют ресурсы финансовых доноров вокруг общей цели, поддерживают национальные планы развития и привлекают средства с помощью регулярных пополнений фонда каждые три года, а также инновационных механизмов финансирования.
Эти принципы должны лежать в основе новой глобальной инициативы школьного питания. Желание перемен уже назрело. Глобальный альянс против голода и бедности, возглавляемый президентом Бразилии Луисом Инасиу Лулой да Силвой, называет школьное питание одним из приоритетов, а Всемирный банк пообещал поставить школьное питание в центр более широкой стратегии по укреплению соцзащиты в мире. Более 100 стран вступили в Коалицию за школьное питание (SMC), которая стремится обеспечить всеобщее школьное питание к 2030 году, а некоторые страны, в том числе Индонезия, Непал, Эфиопия, Кения и Гондурас, разработали собственные амбициозные планы.
Фонд Рокфеллера под руководством Раджа Шаха серьёзно вложился в «Акселератор эффективности школьного питания» (SMIA), который оказывает техническую помощь странам, старающимся масштабировать свои программ. Первичная цель Акселератора — охватить 150 млн детей к 2030 году. Это в два с лишним раза больше числа детей, который сегодня получают питание в школах стран с низкими доходами и доходами ниже среднего уровня.
Задача в том, чтобы объединить эти инициативы и расширить их охват — так, чтобы полученный результат был больше простой суммы всех частей. Хорошим первым шагом стало бы создание клирингового дома, где правительства могли бы представить предложения об организации школьного питания, а финансовые доноры могли бы объединиться и скоординировать финансирование.
Начинается обратный отсчёт до срока выполнения ЦУР (2030 год), и мы должны предлагать практичные, реализуемые, недорогие инициативы, способные преодолеть политическую поляризацию и обеспечить результаты, которые напомнят миру, что многое возможно. Именно такой инициативой является всеобщее школьное питание.
Авторы Гордон Браун,Кевин Уоткинс
Источник forbes.kz