Они касаются интеграции денежно-кредитной и фискальной политик, регулирования госдолга, управления Нацфондом.
Фото: Валерия Змейкова
В Казахстане утвержден новый Бюджетный кодекс, направленный на совершенствование управления государственными финансами. Документ ориентирован на повышение прозрачности, ответственности и эффективности бюджетного процесса, а также усиление парламентского контроля. Основные изменения касаются интеграции налогово-бюджетной, денежно-кредитной и фискальной политик, регулирования государственного долга, управления Национальным фондом и парафискальными платежами,сообщает kapital.kz со ссылкой на economykz.org.
Взаимосвязь налогово-бюджетной, денежно-кредитной и фискальной политики
Кодекс предусматривает долгосрочное прогнозирование на 10 лет, внедрение бюджетных правил и публикацию аналитических отчетов о бюджетных рисках. Основные изменения включают:
- Консолидированный учет активов и обязательств государственного сектора.
- Анализ налоговых льгот и их влияния на бюджет.
- Оценку влияния отраслей экономики на поступления бюджета.
Контроль за долговой политикой
Ужесточается регулирование государственного долга и обязательств квазигосударственного сектора:
- Вводится комплексный анализ структуры долговых обязательств.
- Все долговые лимиты, включая лимит внешнего долга квазигоссектора, устанавливаются законом о республиканском бюджете.
- Информация о долге квазигоссектора будет публично доступной.
Регулирование использования Национального фонда
Новый Кодекс усиливает контроль за расходованием средств Национального фонда:
- Установлено ограничение на использование целевых трансфертов исключительно для финансирования критической инфраструктуры.
- Введены строгие критерии отбора проектов.
- Запрещено привлечение средств Нацфонда на льготных условиях для субъектов квазигоссектора.
Контроль за парафискальными платежами
Организации, взимающие парафискальные платежи (утильсбор, платные дороги, членские взносы и др.), обязаны предоставлять отчетность по их использованию. Государственные органы будут анализировать эффективность расходования этих средств и принимать решения о возможном перераспределении в бюджет.
Формирование резервных фондов
Создаются резервы для обеспечения финансовой устойчивости:
- Резерв на инициативы президента – от 1,5 до 3% бюджета.
- Резерв правительства – до 3%.
- Резерв местных исполнительных органов – не менее 2% доходов соответствующего бюджета.
Информация об использовании резервов будет отражаться в отчетах об исполнении бюджета.
Новая система межбюджетных отношений
Разработан механизм рационального перераспределения доходов местных бюджетов:
- Излишек направляется на погашение долговых обязательств и развитие инфраструктуры.
- Это способствует снижению долговой нагрузки регионов и повышению финансовой дисциплины.
<class="row">
Управление ликвидностью казначейства
<class="row">
Казначейству предоставляется возможность управлять временно свободными средствами бюджетов и квазигоссектора для минимизации кассовых разрывов. Остатки средств могут размещаться в финансовые инструменты с целью получения дополнительного дохода для бюджета.
Дивидендная политика квазигоссектора
Кодекс устанавливает новые правила выплаты дивидендов:
- Фонд национального благосостояния должен направлять не менее 50% поступлений от портфельных компаний в бюджет.
- Остальные субъекты квазигоссектора – не менее 70% от чистой прибыли.
- Возможность снижения выплат рассматривается на уровне бюджетных комиссий.
Инвестиции в основной капитал
Расширено понятие «государственные инвестиционные проекты», включающее:
- Бюджетные инвестиции.
- Государственно-частное партнерство.
- Проекты, финансируемые за счет бюджетных кредитов и облигаций Национального фонда.
Создается единый «портфель государственных инвестиционных проектов» с анализом их вклада в ВВП страны.
Оптимизация бюджетного процесса
Реформа направлена на сокращение бюрократических процедур:
- Исключение утверждения приказами бюджетных программ.
- Стабилизация планов развития госорганов.
- Определение перечня базовых расходов, не подлежащих пересмотру.
Сроки внесения проекта закона о республиканском бюджете остаются неизменными – 15 августа в правительство и 1 сентября в парламент.
Новый Бюджетный кодекс направлен на модернизацию системы управления государственными финансами. Усиление контроля за бюджетным процессом, государственным долгом, парафискальными платежами и использованием Национального фонда может способствовать повышению прозрачности и эффективности распределения финансовых ресурсов.
Источник kapital.kz