Они касаются интеграции денежно-кредитной и фискальной политик, регулирования госдолга, управления Нацфондом.

Фото: Валерия Змейкова

Фото: Валерия Змейкова

В Казахстане утвержден новый Бюджетный кодекс, направленный на совершенствование управления государственными финансами. Документ ориентирован на повышение прозрачности, ответственности и эффективности бюджетного процесса, а также усиление парламентского контроля. Основные изменения касаются интеграции налогово-бюджетной, денежно-кредитной и фискальной политик, регулирования государственного долга, управления Национальным фондом и парафискальными платежами,сообщает kapital.kz со ссылкой на economykz.org.

Взаимосвязь налогово-бюджетной, денежно-кредитной и фискальной политики

Кодекс предусматривает долгосрочное прогнозирование на 10 лет, внедрение бюджетных правил и публикацию аналитических отчетов о бюджетных рисках. Основные изменения включают:

  1. Консолидированный учет активов и обязательств государственного сектора.
  2. Анализ налоговых льгот и их влияния на бюджет.
  3. Оценку влияния отраслей экономики на поступления бюджета.

Контроль за долговой политикой

Ужесточается регулирование государственного долга и обязательств квазигосударственного сектора:

  1. Вводится комплексный анализ структуры долговых обязательств.
  2. Все долговые лимиты, включая лимит внешнего долга квазигоссектора, устанавливаются законом о республиканском бюджете.
  3. Информация о долге квазигоссектора будет публично доступной.

Регулирование использования Национального фонда

Новый Кодекс усиливает контроль за расходованием средств Национального фонда:

  1. Установлено ограничение на использование целевых трансфертов исключительно для финансирования критической инфраструктуры.
  2. Введены строгие критерии отбора проектов.
  3. Запрещено привлечение средств Нацфонда на льготных условиях для субъектов квазигоссектора.

Контроль за парафискальными платежами

Организации, взимающие парафискальные платежи (утильсбор, платные дороги, членские взносы и др.), обязаны предоставлять отчетность по их использованию. Государственные органы будут анализировать эффективность расходования этих средств и принимать решения о возможном перераспределении в бюджет.

Формирование резервных фондов

Создаются резервы для обеспечения финансовой устойчивости:

  1. Резерв на инициативы президента – от 1,5 до 3% бюджета.
  2. Резерв правительства – до 3%.
  3. Резерв местных исполнительных органов – не менее 2% доходов соответствующего бюджета.

Информация об использовании резервов будет отражаться в отчетах об исполнении бюджета.

Новая система межбюджетных отношений

Разработан механизм рационального перераспределения доходов местных бюджетов:

  1. Излишек направляется на погашение долговых обязательств и развитие инфраструктуры.
  2. Это способствует снижению долговой нагрузки регионов и повышению финансовой дисциплины.

<class="row">

Управление ликвидностью казначейства

<class="row">

Казначейству предоставляется возможность управлять временно свободными средствами бюджетов и квазигоссектора для минимизации кассовых разрывов. Остатки средств могут размещаться в финансовые инструменты с целью получения дополнительного дохода для бюджета.

Дивидендная политика квазигоссектора

Кодекс устанавливает новые правила выплаты дивидендов:

  1. Фонд национального благосостояния должен направлять не менее 50% поступлений от портфельных компаний в бюджет.
  2. Остальные субъекты квазигоссектора – не менее 70% от чистой прибыли.
  3. Возможность снижения выплат рассматривается на уровне бюджетных комиссий.

Инвестиции в основной капитал 

Расширено понятие «государственные инвестиционные проекты», включающее:

  1. Бюджетные инвестиции.
  2. Государственно-частное партнерство.
  3. Проекты, финансируемые за счет бюджетных кредитов и облигаций Национального фонда.

Создается единый «портфель государственных инвестиционных проектов» с анализом их вклада в ВВП страны.

Оптимизация бюджетного процесса

Реформа направлена на сокращение бюрократических процедур:

  1. Исключение утверждения приказами бюджетных программ.
  2. Стабилизация планов развития госорганов.
  3. Определение перечня базовых расходов, не подлежащих пересмотру.

Сроки внесения проекта закона о республиканском бюджете остаются неизменными – 15 августа в правительство и 1 сентября в парламент.

Новый Бюджетный кодекс направлен на модернизацию системы управления государственными финансами. Усиление контроля за бюджетным процессом, государственным долгом, парафискальными платежами и использованием Национального фонда может способствовать повышению прозрачности и эффективности распределения финансовых ресурсов.

Источник kapital.kz