Собираясь лететь куда-нибудь, не в последнюю очередь задумываешься о безопасности. Насколько надежна компания, бортом которой предстоит лететь? Существует немало различных рейтингов, которые оценивают безопасность в различных авиакомпаниях по самым разным критериям. Корреспондент Today.kz нашел три самых престижных рейтинга и узнал, по каким критериям они оценивают авиаперевозчиков.

 

Рейтинг агентства Jacdec

Одним из самых авторитетных рейтингов безопасности авиакомпаний считается таблица немецкой аудиторской компании Jacdec. Ее аналитики уже 16 лет публикуют списки самых надежных перевозчиков.

Для составления рейтинга Jacdec пользуется своей собственной системой Safety Index (буквальный перевод с английского – индекс безопасности), а с 2018 немного поменяла его и теперь рейтинг оставляют, исходя из трех основных показателей и особой формулы расчета, состоящей из 33 пунктов. Все это теперь будет называться "Индекс риска", или Safety Risk Index.

Для расчета берутся три основных показателя от компании:

– Количество аварий и происшествий.

– Сопутствующие окружающие факторы (ландшафт, погодные условия, особенности аэропорта и другое).

– Другие показатели авиакомпании, такие, как возраст флота, сеть маршрутов и аудит безопасности от международных организаций IOSA (IATA Operational Safety Audit), ICAO (International Civil Aviation Organization).

IOSA – это аудит безопасности от Международной ассоциации воздушного транспорта IATA, которая объединяет 290 авиакомпаний по всему миру.

ICAO или Международная организация гражданской авиации является специальным учреждением ООН, которая устанавливает и координирует международные нормы гражданской авиации.

В рейтинге Jacdec за 2018 год лидерство отдано компании Emirates из ОАЭ с рейтингом в 93,61 процента. На втором месте – норвежская Norwegian Air Shuttle с показателем 93,26. Тройку замыкает британская Virgin Atlantic Airways – 92,87. Россия в рейтинге представлена всего двумя компаниями – "Аэрофлотом" и S7 Airlines. Первая компания на 73-й строчке (82,88), а вторая и вовсе на 95-й (67,47). Казахстанские авиаперевозчики в этот список не попали.

Рейтинг сайта Airlineratings.com

Интересен рейтинг безопасности сайта Airlineratings.com. У него уже совсем другие критерии оценки: идет начисление звезд за определенные выполненные условия. Максимальное значение – семь звезд.

– Одна звезда присваивается, если авиакомпания имеет сертификат IOSA.

– Одна звезда дается за отсутствие в черном списке Европейского союза.

– Одна звезда дается за отсутствие авиакатастроф в течение 10 лет. Причем в этот пункт не включены террористические акты и происшествия, произошедшие не по вине авиаперевозчика, на взлетно-посадочной полосе, с участием посторонних лиц или техники.

– Одна звезда дается, если компания одобрена Федеральным управлением гражданской авиации США (FAA). В FAA есть список стран, чьи авиакомпании не допускаются в воздушное пространство США из-за того, что не придерживаются международных норм безопасности.

– Одна или ползвезды дается за соответствие страны происхождения критериям ICAO. Если у страны выполнены хотя бы шесть из восьми параметров, то авиакомпании дается одна звезда. Если выполнены пять критериев, дается ползвезды, четыре и меньше – звезда не засчитывается.

– Снимается одна звезда, если в течение пяти лет весь флот компании прекращал полеты из-за проблем с безопасностью.

– Снимается одна звезда, если авиакомпания использует только самолеты, произведенные в СССР.

В данном рейтинге нет привычного распределения по местам, потому просто отметим, что в нем есть казахстанские авиакомпании. Например, у Air Astana пять звезд из семи. У SCAT – четыре звезды.

Рейтинг SAFA

Еще один интересный критерий представляет Европейское агентство авиационной безопасности (EASA). С 2004 года у него свой критерий оценки надежности авиакомпаний, который называется SAFA и считается наиболее точной оценкой безопасности. Своего рода именно SAFA считается итоговой оценкой от IOSA. Для того чтобы получить сертификат IOSA, авиакомпания должна пройти очень строгую проверку, которая предусматривает более тысячи различных пунктов безопасности.

EASA выборочно, с помощью инспекторов Еврокомиссии, проводит проверку иностранных судов, приземляющихся в Европе. Самолет осматривают по 54 определенным пунктам соответствия безопасности. Из недочетов и нарушений выводится коэффициент SAFA. Если самолеты одной авиакомпании набирают определенное количество баллов, то перевозчик вносится в черный список Европейского союза и теряет право летать на его территорию.

К сожалению, более точные критерии и рейтинги авиакомпаний специалисты EASA держат в секрете.

Известно только то, что чем выше баллы, тем более ненадежным считается перевозчик. В разных источниках сообщается, что критической отметкой можно назвать показатель 1,95 – компания попадает в черный список.

Напомним, 11 ноября в Португалии произошел инцидент с самолетом казахстанской авиакомпании Air Astana. Самолет был вынужден совершить посадку на военном аэродроме города Бейджа. Позже президент компании Питер Фостер сообщил все подробности происшествия.

Тем временем бывший пилот и инструктор рассказал, из-за чего чаще всего случаются авиакатастрофы. Психологи дали советы, как победить аэрофобию, а врач разъяснил, кому перелеты и вовсе противопоказаны.