Согласно последним данным по торговле очевидно, что за несколько дней до того, как президент Трамп должен отказаться от своей угрозы увеличить тарифы на китайский импорт в размере около $200 млрд, Китай пытается ввести жесткие меры против ключевых отраслей США. Президент Си Цзиньпин считает, что это помешает предвыборным усилиям Трампа.
Совершенно очевидно, что эта стратегия не работает.
Есть ряд факторов, которые могут ввергнуть экономику США в рецессию или резко замедлить рост в Китае, и ни один из них не вызывает симпатии.
США и Китай – две крупнейшие экономики мира. Мировая экономика долгое время зависела от позиции США в отношении легкости предательства. Они все еще помнят о взлетах и падениях Китая.
С учетом всего этого обе страны установили рекорд для основной части торговли между двумя странами за один год, превысив отметку 2014 г., установленную США и Канадой.
Когда наступит крайний срок, мир по обе стороны Атлантики будет делать ставки на то, кто сдастся первым. На этой неделе обе стороны встретятся в Вашингтоне после встречи в Китае на прошлой неделе.
Если Трамп отступит, США будет трудно снова догнать восходящий Китай. Если Си отступит, дело не только в том, что он почувствует себя ослабленным: реальная проблема в том, сможет ли Китай приспособиться к игре по правилам ВТО как развитая экономика без замедления роста до более умеренного уровня, чем было в последние 20 лет.
Прошлой осенью Трамп заявил китайцам, что США поднимут тарифы на китайский импорт на сумму $200 млрд на 10-25% в конце года, не решив проблемы, которые США подняли в отношении интеллектуальной собственности и передачи технологий. Но этого не произошло, и Трамп продлил срок до 2 марта.
Маловероятно, что США и Китай разрешат ключевые разногласия в установленный срок. Очевидно, что президент не получает решительного отпора ни со стороны лоббистского класса в столице страны, ни со стороны представителей сельского хозяйства и энергетики на Среднем Западе и в Техасе соответственно.
Трамп, который выступал против ужасных торговых сделок, в которых участвовали США, пока он баллотировался на пост президента, предпринял мало усилий на этой арене в течение первых 2 лет своего президентства.
Мексиканско-канадское соглашение США, которое незначительно улучшает действующее соглашение NAFTA, находится в спящем состоянии в конгрессе, и, вероятно, в следующем году ситуация с ним не изменится, потому что Демократическая партия, привыкшая держать в руках рычаги власти в палате представителей, сотрудничать не намерена.
Вдобавок ко всему президент довольно нехарактерно участвует в рассмотрении недавно опубликованного доклада, в котором должны быть изложены аргументы за или против тарифов на импорт автомобилей (по сомнительным соображениям национальной безопасности). Можно только догадываться, почему президент не публикует результаты. Возможно, это связано с тем, что в этой области, как и в случае тарифов на сталь и алюминий, администрация выслушивает жалобы.
В любых переговорах всегда стоит рассчитывать на то, что другая сторона не захочет проигрывать. Однако многие часто забывают о человеческой природе, которая заставляет желать поражения, желать разозлить другую сторону, просто чтобы помешать ей одержать победу. И иногда еще до того, когда уже поздно останавливаться, чтобы избежать рубцов.
Конечно, автомобильной промышленности в Гринвилле, штат Южная Каролина, уже нанесен непоправимый урон. Компания BMW согласилась перенести производство в Китай, куда уже отправлялись многие автомобили. Это решение было связано с тарифами на сталь и алюминий, а не с продолжающейся торговой войной между США и Китаем.
Но экспорт США в Китай сократился на 34% в ноябре прошлого года по сравнению с тем же периодом предыдущего года. Это довольно большой показатель. В 2017 г. на долю Китая приходилось 20% всего автомобильного экспорта США, в ноябре – лишь 12%.
Безусловно, пострадала и сфера производства соевых бобов в США. В 2017 г. 57% всего экспорта сои из США приходилось на Китай. В этом году – только 20%, так как Китай летом после введения тарифов Трампа перенес свои покупки в Бразилию. В ноябре этот показатель упал до 1,3%. За год экспорт сои в Китай сократился более чем на 70%.
Конечно, высокоразвитая нефтяная индустрия США испытала на себе все "прелести" торговой войны, которые отразились на толщине ее кошелька. В июне американский экспорт нефти в Китай составил рекордные $1 млрд, а Китай занял второе место после Канады как покупатель нефти в США. В августе эта сумма упала до нуля и сохранялись неизменной в сентябре и в октябре.
Также торговая война повредила желанию президента сократить торговый дефицит США с Китаем, который установит рекорд в 2018 г.
Это связано с тем, что хотя экспорт соевых бобов, автомобилей и нефти США в Китай сократился, импорт из Китая продолжает расти, чему способствует сильная экономика США.
В ноябре американский экспорт нефти в Китай составил $16,5 млн по сравнению с $1 млрд несколькими месяцами ранее. Экспорт соевых бобов из США достиг $23,2 млн. В ноябре прошлого года общая сумма равнялась $3,47 млрд.
Объем экспорта автомобилей из США составил $499 млн по сравнению с $998,09 млн в ноябре прошлого года.
Источник: vestifinance.ru