Распад СССР нанес колоссальный удар по сельскому хозяйству и особенно по животноводству.
Тем не менее переход на рыночные отношения способствовал быстрому возрождению отрасли. Эксперименты советской эпохи обошлись народу слишком дорого. А потому не стоит пренебрегать историческими уроками, считает Радик Темиргалиев, эксперт ИМЭП.
Длительная безработица на селе вследствие распада колхозов и совхозов, отсутствие денег у населения привели к тому, что десятки миллионов голов скота пошли под нож. Такого массового забоя казахская степь в своей истории не знала. В личных подворьях, крестьянских хозяйствах, совхозах и колхозах ежегодно забивались миллионы голов скота.
Были вырезаны десятки тысяч голов племенного скота элитных пород
Массовый выброс на рынок мяса обвалил цены. Малодоступный прежде продукт сбывался буквально за копейки. К примеру, средняя цена 1 кг говядины в 1994 году составляла 54 тенге, баранины – 51 тенге. При этом килограмм вермишели продавался по 36 тенге, десяток яиц – 48 тенге, килограмм помидоров стоил 53 тенге.
«Ножки Буша» вместо баранины
Больше всего сократилось поголовье овец. В 1991-1998 гг. численность поголовья овец и коз сократилась в 3,6 раза. Помимо трудоемкости и сложности овцеводства свое влияние оказало и сокращение спроса на это мясо.
В трудные годы, когда в рационе значительной части горожан мясные продукты были представлены американскими окорочками, баранина оказалась на периферии спроса. Большинство прилавков на мясных рынках занимала говядина, наиболее привычная для приготовления повседневных блюд.
Сохраняла свою популярность и конина — благодаря традиции коренного населения заготавливать этот вид мяса на зиму. Баранина же у большинства горожан ассоциировалась разве что с шашлыками на пикниках
В 2,4 раза сократилось и поголовье крупного рогатого скота. Безусловно, здесь главную роль сыграл распад больших специализированных сельхозпредприятий, которые могли обеспечивать все условия для содержания и разведения этого вида животных.
Поголовье лошадей и верблюдов, существенная часть которого и в советское время находилось в личной собственности граждан, сократилось не столь существенно. Лошадей стало меньше на 40%, верблюдов – на 34%.
Рыночные отношения
В конце концов массовый забой скота был остановлен «невидимой рукой» рыночной экономики. Сокращение количества скота способствовало и постепенному росту цен на мясо. В 2000 году 1 кг говядины стоил 239, а баранины – 256 тенге. За кило вермишели в это же время отдавали 71 тенге, за десяток яиц — 100, а за 1 кг помидоров – 120 тенге. Росту спроса на мясо способствовал и рост уровня жизни населения. Занятие животноводством становилось экономически целесообразным
Показатели увеличения поголовья скота с 1999 года напрямую связаны прежде всего с рыночным спросом. Наибольший рост продемонстрировало мясное коневодство, которому в советский период практически не уделялось внимания.
В самом начале целинной эпопеи Хрущев заявил, что «в Казахстане курица дает большие доходы, чем лошадь. Лошадь топчет пастбища, уничтожает сено и отрывает рабочую силу в большом количестве».
Разумеется, не стоит его строго судить за такие заявления. Во-первых, лошадь теряла свое значение как транспорт и тягловая сила. Во-вторых, большинство советских людей в пищу конину не употребляли. Вероятно, предполагалось, что со временем под влиянием «старшего брата» казахи также откажутся от необычного кулинарного пристрастия.
Без планов, спускаемых сверху, фермеры быстро осознали, что разведение лошадей является одним из самых доходных направлений животноводства. Сегодня численность лошадей достигла почти 2,5 млн голов — такого количества не было с доколлективизационных времен
Большой потенциал
Разумеется, рост определен непреходящей любовью казахов к конине и кумысу. «Все тюрки едят мясо лошадей и предпочитают его остальному – говядине, баранине и пр.», – писал один из арабских географов Средневековья. И это пристрастие до сих пор роднит казахов с далекими предками.
Вполне вероятным представляется, что количество лошадей может вырасти в ближайшие 10-20 лет по крайней мере до 4 млн голов только за счет роста внутреннего спроса. Поскольку численность населения в стране растет и стремительно увеличивается доля представителей коренной национальности.
Тем более, что любителями национальных деликатесов из конины в Казахстане давно уже являются не только казахи. Думается также, что конина обладает существенным и пока еще недооцененным экспортным потенциалом
Сотни тысяч казахов живут в соседних государствах, сохраняют свои исторические кулинарные традиции и другие народы тюрко-монгольского происхождения. Кроме того, интерес к вкусному и полезному мясу с высоким содержанием белка и низким содержанием жира растет и со стороны представителей многих других народов.
К сожалению, столь активное развитие коневодства происходит во многом стихийно. Со стороны государства существенной поддержки этот сектор не получает.
Рост поголовья крупного рогатого скота, напротив, обусловлен главным образом серьезной поддержкой государства, поскольку предполагается нарастить экспортные поставки говядины.
В последние годы в Казахстан завозится большое количество племенного крупного рогатого скота. Согласно презентованной в 2018 году амбициозной программе развития животноводства, в 2018-2027 годах минсельхоз планирует увеличить поголовье КРС до 15 млн голов
Хочется надеяться, что отечественным аграриям удастся достигнуть заявленного показателя и эту программу не постигнет судьба советских планов развития овцеводства.
Роль религии и импорт
Количество мелкого рогатого скота в последние годы тоже неуклонно растет. Увеличение внутреннего спроса на баранину во многом связано с возросшим значением ислама в жизни общества и традицией жертвоприношения, связанной с одним из главных мусульманских праздников Курбан-айт.
Кроме того, бурное развитие сектора общественного питания и рост конкуренции в этой области привели к открытию большого количества ресторанов и кафе восточной кухни, которые специализируются на приготовлении разнообразных блюд из баранины.
Живые овцы и баранина уже поставляются на экспорт. И здесь, скорее всего, будет наблюдаться рост. Много овец закупают мусульманские страны, крупнейшим импортером в мире является Китай. В связи с этим правительством в рамках уже упомянутой программы развития животноводства планируется увеличить количество овец в 2027 году до 30 млн голов. Без сомнения, задача это довольно сложная, хотя при определенных условиях вполне реальная.
Потенциалом обладает и верблюдоводство, особенно в пустынных районах. Как известно, эти животные могут по несколько дней обходиться без воды или пить соленую воду, употреблять в пищу растения, непригодные для других видов скота. Количество верблюдов на сегодняшний день достигло почти 200 тыс. голов, что также превосходит все советские показатели.
Это связано с тем, что в некоторых регионах Казахстана шубат не уступает в популярности кумысу. Кроме того, согласно мнениям некоторых исламских богословов, верблюд является наиболее угодной жертвой на Курбан-айт.
Конечно, вряд ли верблюдоводство будет играть большую роль в животноводстве, но тем не менее дальнейший рост поголовья представляется вполне вероятным.
Не стоит пренебрегать историей
Разумеется, историку было бы глупо пытаться давать советы аграриям и экспертам в этой сфере. Современное животноводство – это сложная отрасль сельского хозяйства, требующая серьезных специальных знаний.
И как и во всей мировой экономике, там происходят значительные изменения, внедряются инновационные методы и технологии. Значительно изменилась рыночная конъюнктура. Поэтому важное значение приобретает изучение зарубежного опыта и его адаптация к отечественным реалиям. Без этого поступательное развитие животноводства попросту невозможно.
Но глупо пренебрегать и собственным историческим опытом. Этот материали и был подготовлен, чтобы рассказать и напомнить о некоторых страницах отечественной экономической истории.
Предки казахского народа на протяжении тысячелетий растили животных, обеспечивая мясом, шерстью, кожей себя и соседние народы. При этом кочевая форма хозяйствования и акцент на коневодстве позволяли сохранять тонкий плодородный слой земли.
Разумеется, речь не идет об идеализации кочевого образа жизни. Нужно просто осознавать, что для доиндустриальной эпохи это была наиболее оптимальная и бережная форма хозяйственного использования земли.
При этом постоянный торговый и сопутствующий информационный обмен с земледельческими регионами позволял скотоводам адекватно адаптироваться ко всем изменениям. Казахское общество сумело быстро и достаточно эффективно встроиться в экономику российской империи
Рост земледелия повлек сокращение количества выращиваемых животных, увеличилась доля крупного и мелкого рогатого скота, сократилась доля лошадей и верблюдов, казахи стали массово переходить на оседлый и полуоседлый образ жизни.
Главный урок
Коммунисты прервали этот стихийный процесс. Коллективизация, принудительное оседание, необдуманная интенсификация животноводства и другие эксперименты советской эпохи обошлись казахскому народу слишком дорого.
В результате вся система советского животноводства, на создание которой было потрачено невероятное количество ресурсов, рухнула буквально в одночасье. Вероятно, это главный исторический урок, о котором следует помнить, чтобы вновь не наступать на те же грабли
Роль государства должна ограничиваться поддержкой уже существующего роста, созданием инфраструктуры и обеспечением максимально комфортных условий для бизнеса в этой сфере. Только так можно создать эффективную отрасль сельского хозяйства, от которой зависит продовольственная безопасность страны.
Тем более, что животноводство для Казахстана – это не только экономика, но и часть традиционной культуры, позволяющая сохранять живую связь с историей Великой степи.
Источник http://stanradar.com