Контроль платы за эмиссии был передан от одного госоргана к другому

Фото: pixabay.com/Foto-Rabe

Некоторые крупные казахстанские компании находятся в подвешенном состоянии, когда не определена дальнейшая судьба проверок за нарушения экологического законодательства, которые были начаты до 1 января 2018. Как такое могло произойти? Эта ситуация возникла в связи с тем, что основные вопросы контроля правильности расчета платы за эмиссии в окружающую среду были переданы от налоговых органов природоохранному органу. При этом законодателем не были предусмотрены переходные положения для налоговых проверок, начатых до 1 января 2018.

 
Отправной датой, когда ситуация по налоговым проверкам по экологии стала не ясна для ряда игроков крупного бизнеса в Казахстане, является 1 января 2018. Именно тогда были внесены изменения в налоговое и экологическое законодательство в части проверок эмиссий в окружающую среду. Бизнес стал жить по другим правилам. Так, начиная с 1 января 2018, министерство энергетики стало ключевым органом по проверке эмиссий в окружающую среду. Новый Налоговый кодекс ограничил «экологическую» компетенцию налоговых органов, которые теперь ответственны только за контроль платы за эмиссии от передвижных источников и не занимаются контролем за эмиссиями в окружающую среду в целом. Полагаем, что передача полномочий была вызвана необходимостью специальных знаний в этой области, а также многочисленными судебными спорами по экологическим вопросам с налоговыми органами. Такой шаг отвечает функционалу и экспертизе минэнерго.

Теперь появилась возможность обжалования результатов экологических проверок в апелляционной комиссии министерства энергетики либо обращаться в суд для обжалования результатов проверок. При этом по факту недоимки по эмиссии будет возникать только по итогам проигранного обжалования в министерстве энергетики. Вместе с тем, предъявление этого долга и его взыскание будет осуществляться налоговыми органами.

Несмотря на то, что уже больше года действуют новый порядок администрирования платы за эмиссии, пока не сложилась практика рассмотрения жалоб апелляционной комиссией министерство энергетики, как и практики обмена данными между министерством энергетики и налоговым органом.

В новой законодательной матрице в подвешенном состоянии оказались компании, в отношении которых были открыты проверки до 1 января 2018. Как же планируется завершать такие налоговые проверки? С одной стороны, данные налоговые проверки были инициированы в соответствии с действовавшим на тот момент законодательством. С другой стороны, законодательство с учетом изменений, внесенных с 1 января 2018, не предусматривают переходных положений, которые позволяли бы завершить такие налоговые проверки и соответственно обжаловать их в апелляционной комиссии министерства финансов РК.

Для целей разрешения сложившейся ситуации в настоящее время парламент рассматривает законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития бизнес-среды и регулирования торговой деятельности». В этом законопроекте предусмотрены поправки в Налоговый кодекс, позволяющие завершить налоговые проверки по вопросам исполнения налогового обязательства по оплате за эмиссии в окружающую среду, которые были назначены до 1 января 2018. Если законопроект будет одобрен, то налоговые проверки будут завершены в соответствии с положениями «старого» Налогового кодекса. Следовательно, ожидаемая поправка, которая возможно будет принята, ретроспективно с 1 января 2018 восстановит компетенцию налоговых органов по контролю платы за эмиссии в окружающую среду. Законопроект с этой поправкой уже был принят мажилисом и находится на обсуждении в сенате.

Ожидаемая поправка возможно снова приведет к спорам между налогоплательщиками и налоговым органом, а также апелляционной комиссией министерства финансов по вопросам применения норм экологического законодательства. Данные споры возникают в основном из-за того, что при проведении налоговых проверок налоговые органы имеют собственную интерпретацию положений экологического законодательства, не являясь экспертами по экологии, что приводит к значительным для налогоплательщиков доначислениям.

Кроме того, ретроспективное изменение положений законодательства может негативно повлиять на инвестиционную привлекательность Казахстана.

При этом, выходом из данной ситуации могло бы быть внесение соответствующих дополнений в законодательство, согласно которым такие незавершенные проверки были бы переданы Министерству энергетики. Это соответствовало бы общей концепции по передаче такого контроля природоохранному органу, которая была инициирована законодателем. Мы считаем, что бизнес сообщество будет приветствовать именно такое изменение, так как контроль по экологическим вопросам будет осуществлять профильное ведомство.

Источник forbes.kz