Синофобией очень удобно прикрывать разворовывание китайских кредитов, говорит экономист Айдан Карибжанов. Но на фоне антироссийских санкций эти кредиты Казахстану нужны.

 
Экономическая нестабильность, которая углубляется на фоне приближения мирового кризиса, и расширение антироссийских санкций ставят перед новым правительством Казахстана непростые задачи.

В санкциях не просто разобраться

Экономист и финансист Айдан Карибжанов считает, что санкции хоть и доставляют сложности России, но этот эффект переоценен:

— Да, санкции включают запреты на новые проекты в Арктике, связанные с будущим. Но ни в коей мере не ограничивают возможности для Российской Федерации экспортировать нефть сейчас. То есть санкции достаточно избирательны.

И если даже с ними порой не могут разобраться инвесторы в России, то сидя в Астане, в тысячах километров от Москвы, Вашингтона или Брюсселя, сделать это еще сложнее. У нас в правительстве департамента по изучению иностранных санкций по отношению к России нет. Но на мой взгляд, как и на случай войны, у казахстанского правительства должна быть разработана реакция на санкции. И это должно прорабатываться в рамках отдельных отраслей, — отмечает он.

Уязвимые сектора

По словам Карибжанова, в Казахстане есть два сектора, которые сильнее всего могут пострадать от антироссийских санкций.

— Во-первых, нефтегазовый. Большая часть наших углеводородов экспортируется в Европу через Каспийский Трубопроводный Консорциум (КТК), который идет в Новороссийск — крупнейший нефтяной терминал. И если санкции распространятся на энергосектор России, это и на нас отразится весьма болезненно. Но с другой стороны, в число наших инвесторов входят крупнейшие нефтедобывающие компании — Chevron, Mobil — им нет смысла накладывать санкции на самих себя

Второй сектор, который может оказаться под угрозой, это финансовый. Для него могут возникнуть определенные риски, связанные с мировой финансовой системой, где имеют место ситуации с отмыванием денег. Казахстанским банкам надо усилить внимание, чтобы не попасть во всякого рода венесуэльские истории, — замечает экономист.

В целом, по его словам, антироссийские санкции на данном этапе задевают по Казахстан «по касательной»: никакого существенного эффекта нет.

— На фоне успехов Китая и отсутствия существенных экономических реформ санкции становятся для нас неким «белым шумом»,

который немного маскирует неспособность к изменениям, — считает Карибжанов.

Китайские инвестиции: зло или благо?

К слову, как он отмечает, Китай на сегодняшний день главный партнер для Казахстана. Впрочем, как и для 90% остальных стран мира.

— Синофобия проявляется не только в Казахстане или соседних странах. В таких развитых государствах, как, к примеру, Канада, это тоже имеет место быть. Нам же надо найти способы управлять синофобией, контролировать ее и сглаживать. Что касается долговой зависимости, которая присутствует в отношениях с Китаем, проблема не в том, кто дает эти деньги, а в том, кто их берет. Да, в долг брать надо — это необходимо и для бизнеса, и для развития инфраструктуры. И если с толком и умом использовать китайские деньги, можно сделать существенный рывок

в развитии инфраструктуры. А если взять китайские деньги, построить что-то втридорога, украв половину, вот это путь в никуда. И в таком подходе виноваты будут не китайцы, — заключает Айдан Карибжанов.

 

Источник: 365info.kz