Казахстан продолжает движение к снижению доли государства в экономике. Проводимая сейчас приватизация государственных компаний, частичная и полная, должна подстегнуть конкуренцию и, в конечном счете, дать новый толчок экономическому росту.

Впрочем, нынешняя программа приватизации – это, по сути, уже вторая волна разгосударствления, начавшегося еще в 1990-х годах, после обретения страной независимости. Что происходит с программой сейчас и получится ли выполнить все поставленные планы? Попробуем разобраться в этих вопросах.

Приватизировали-приватизировали…

Впервые приватизацией в Казахстане занялись сразу после объявления независимости – в 1991 году. Эта работа шла в общем русле перестройки экономики: Казахстан переходил от командно-административной системы к рыночной. Всего приватизация проходила в четыре этапа, и коснулась она за 1991-2005 годы более 39,8 тысячи объектов. Доходы государства превысили 334 млрд тенге.

Тем не менее, государство продолжало играть в экономике существенную роль. Так называемые "тучные годы" высоких цен на сырье позволяли большому числу государственных, или как их еще называют, национальных компаний работать, и делать это не всегда эффективно. Даже после начала мирового экономического кризиса в 2008 году количество госпредприятий не снижалось. Это видно из анализа портала Finprom.kz в 2017 году.

pk1

На графике видно, что, хотя доля госкомпаний и падает, само их число в абсолютном выражении стабильно. Нередко государственный капитал участвует в отраслях, где уже есть частный бизнес: например, дочерние компании фонда национального благосостояния "Самрук-Казына" работают в нефтедобыче и горно-металлургическом комплексе, авиаперевозках и так далее. Точных данных о доле госкомпаний в экономике нет, но в 2017 году выдвигалось мнение, что по капиталу доля национальных холдингов – "Самрук-Казына", "Байтерек" и "КазАгро" – в ВВП страны достигала 50%.

Также "дочки" национальных холдингов нередко получают помощь от государства, на которую "частники" рассчитывать не могут. Показателен здесь пример, когда в 2015 году Национальный банк Казахстана купил у госхолдинга "Самрук-Казына" 10% национальной нефтегазовой компании "КазМунайГаз" из-за сложностей у последней в связи с падением цен на нефть. Член правления "Самрук-Казына" Берик Бейсенгалиев тогда назвал эту помощь "подставленным плечом". Могла ли частная компания получить такую же поддержку? Едва ли.

Можно сказать, что квазигосударственный сектор в Казахстане показывает не ту эффективность, которую от него ждут. Одним из показателей этого являются долги крупнейших нацкомпаний. Например, к началу 2019 года долг национального железнодорожного оператора "Қазақстан темір жолы" превысил 1,7 трлн тенге. При этом больше половины займов – 57% – в иностранной валюте.

Здесь же важно отметить, что с долгами своих дочерних компаний руководство фонда "Самрук-Казына" постепенно справляется. В 2018 году из "красной зоны финансового риска" вышли "КазМунайГаз" и энергетическая "Самрук-Энерго". Тем не менее, вопрос о том, как они в эту зону попали, остается открытым.

Разгоняя экономический рост

Чтобы разогнать экономику после мирового кризиса, на который пришлось и падение цен на сырье, составляющее значительную долю экспорта Казахстана, Президент страны Нурсултан Назарбаев инициировал сразу несколько масштабных государственных программ. В 2010 году, например, стартовала первая пятилетка индустриально-инновационного развития, а в 2014-м – программа инфраструктурного развития "Нұрлы жол – Путь в будущее". После масштабных вливаний в экономику был получен эффект, который и ждали: показатели роста валового внутреннего продукта в "минус" не уходили. Например, в 2015 году ВВП вырос на 1,2%, в 2016-м – на 1%, в 2017-м – уже на 4%, а в 2018-м – на 4,1%.

Достигнуто это было большими государственными затратами: по паспорту программы "Нұрлы жол – Путь в будущее" в 2015 году из одного Национального фонда страны (где накапливаются нефтяные доходы) должны были составить 796 млрд тенге, в 2016-м – 379 млрд, а в 2017-м – до 3 млрд долларов США.

Директор казахстанского Центра прикладных исследований "Талап" Рахим Ошакбаев назвал это "казахстанским кейнсианством". Эксперт в публикации на Facebook еще в 2016-м отметил, что в 2011-2016 годах показатели государственных расходов опередили темпы роста экономики за этот период.

"Этот феномен мы объясняем объективно слабыми институтам, которые не дают возможности контролировать эффективность госрасходов. В итоге, наращивание расходов не дает инклюзивного и устойчивого роста экономики, раздувает квазигоссектор, наносит катастрофический ущерб конкуренции, искажая рыночные сигналы. (…) И это не говоря про то, что мы просто не можем уже себе позволить текущий уровень госрасходов – в бюджете 2016 года практически 50% доходов – это трансферты из Нацфонда", – писал Рахим Ошакбаев.

Между тем, помимо прочих мер, для стимулирования экономического развития власти решили заняться и снижением доли государства в экономике. Первой попыткой здесь можно назвать программу "Народное IPO", принятую в 2011 году. По ней рядовым казахстанцам предлагали купить акции нацкомпаний, первыми из которых стали оператор электроэнергетической системы KEGOC и оператор магистральных нефтепроводов "КазТрансОйл". Всего в программе приняли участие 76 тысяч физических лиц вместо запланированных 160 тысяч. В 2015 году программу свернули – акции других своих компаний фонд "Самрук-Казына" не выставил, а в Счетном комитете заявили, что поставленные перед программой цели выполнены не были.

Позже, в конце 2015 года, правительство Казахстана приняло "Комплексный план приватизации". Теперь цель была установлена четкая – сократить участие государства в экономике до 15% к 2020 году. Работа перед правительством стояла большая: как видно, спустя два года после принятия плана – в 2017-м – почти 47% всех крупных предприятий в Казахстане все еще находились в полной либо частичной госсобственности.

В список новой волны приватизации попало много значимых для страны объектов: ж/д-оператор "Қазақстан темiр жолы", нефтегазовый гигант "КазМунайГаз", атомная "КазАтомПром", энергетическая "Самрук-Энерго", горнорудная "Тау-Кен Самрук", "Казпочта", авиакомпания "Эйр Астана" и многие другие. С полным перечнем можно ознакомиться здесь.

Нацкомпании выходят в Астану и Лондон

В феврале 2019 года Алихан Смаилов, будучи тогда еще министром финансов, выступая на коллегии своего министерства, сообщил, что из 898 объектов Комплексного плана приватизации продано 473 объекта на сумму 470 млрд тенге. 280 объектов направлено на реорганизацию и ликвидацию. Исполнение плана по приватизации составило 84%.

О том, что подход к приватизации нужен системный, Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев говорил неоднократно.

"Какая часть экономики должна оставаться в государственной собственности? Были же у нас такие ситуации, когда обратно приходилось выкупать приватизированные предприятия за счет госфонда. То, что мы в свое время раздали. А сейчас мы говорим о приватизации, потому что у правительства нет системного подхода к этим вопросам. О результатах проведенной работы в следующем году должен быть другой доклад. У министерства финансов большая ответственность", – сказал казахстанский лидер на расширенном заседании правительства страны в феврале 2017 года.

К слову, семь объектов из списка приватизации были исключены. В их числе, например, "КазАгроФинанс" – госкомпания, которая поддерживает сельское хозяйство через обеспечение доступа аграриев к финансам и лизинговой технике, а также экспортная страховая компания KazakhExport.

Часть компаний планируют приватизировать частично – через IPO, то есть первичное размещение акций на бирже. Первой такой нацкомпанией стал "КазАтомПром", который в ноябре 2018 года выставил свои ценные бумаги на торговых площадках в Астане (AIX) и Лондоне (LSE). Собственно, с размещения акций этой компании и началась работа биржи Международного финансового центра "Астана". Последующие IPOдолжны дать дополнительный толчок приходу туда инвесторов.

Всего в ноябре 2018 года было успешно выставлено 15% "КазАтомПрома" на 451 млн долларов. Впрочем, из этой суммы 150 млн заплатил Единый накопительный пенсионный фонд Казахстана.

В 2019 году так же, через IPO, планируют частично приватизировать телеком-оператора "Казахтелеком" и авиакомпанию "Эйр Астана", а в 2020-м – "Қазақстан темiр жолы", "КазМунайГаз", "Казпочту" и "Самрук-Энерго". Однако, будут ли выполнены эти планы, пока сказать сложно. Так, в декабре 2018-го отраслевая ассоциация горно-металлургических предприятий выступила с инициативой отложить приватизацию "Қазақстан темiр жолы" до 2025 года. И, как стало известно, по этому вопросу уже прошло несколько совещаний в правительстве.

А что инвесторы?

Могут быть у планов по приватизации и другие проблемные вопросы. Эксперт инвестиционной компании Exante Дмитрий Сочин напоминает, что в начале февраля появилась информация о решении правительства Казахстана отложило IPO "КазМунайГаза"в Лондоне, которое изначально планировали провести в 2019-м. Для этого есть весомые внешние причины.

"Причиной этому стало ослабление интереса со стороны инвесторов к размещениям ценных бумаг из-за неопределенности вокруг Brexit, политической напряженности в США и замедления роста мировой экономики", – подчеркивает Сочин.

По мнению эксперта, одним из самых интересных с точки зрения дальнейшего бизнеса и развития, а также финансовых результатов является "Казахтелеком". Другая планируемая к приватизации нацкомпания – "Самрук-Энерго"– работает в отрасли, которую жестко регулирует антимонопольный комитет. В Казахстане нет свободного рынка сбыта энергии, при этом ставки на объемы электричества низкие, а коммунальное хозяйство требует значительных капитальных затрат.

Авиационная "Эйр Астана", несмотря на достаточно прочные позиции на рынке авиаперевозок и весьма неплохие перспективы по дальнейшему росту, сильно подвержена макроэкономическим рискам.

"В 2014-2016 годах, когда цены на углеводороды значительно снизились, а тенге сильно ослаб к валютам развитых стран, в Казахстане наблюдалось резкое снижение темпов роста пассажирооборота, что вылилось в снижение выручки компании", – отметил Дмитрий Сочин.

При этом отраслью, которая меньше других чувствительна к экономическим потрясениям, традиционно остаются телекоммуникации. В республике на этом рынке доминирует нацкомпания "Казахтелеком". Телеком-оператор достаточно уверенно и стабильно управляет своими финансовыми показателями имеет четкое видение по дальнейшему росту. Компания, отмечает Сочин, планирует стать весомым игроком в сегменте передачи и хранения данных в регионе. И под регионом имеется в виду не только Центральная Азия, но и Ближний Восток с Индией.

"Однако вся тема с публичными размещениями в Казахстане омрачена недоверием со стороны иностранных игроков к инвестициям в страну. Это связано как с непоследовательными шагами по развитию экономики, нестабильным законодательством, так и с достаточно частым ущемлением прав миноритарных акционеров с точки зрения общемировой практики", – подытожил эксперт.

 

Источник информации: Mirperemen.net