Казахстанское правительство в рамках развития экономики простых вещей намерено сосредоточиться на массированной поддержке отраслей стройиндустрии, легкой и мебельной промышленности. Как сообщил министр индустрии и инфраструктурного развития Роман Скляр, его ведомством совместно с Национальной палатой предпринимателей «Атамекен» разработаны мастер-планы развития этих отраслей. А одной из самых действенных мер их господдержки должно стать расширение рынков сбыта за счет госсектора.
Три сектора экономики были выбраны для акцентированной поддержки профильным министерством по той простой причине, что основная масса товаров «экономики простых вещей» производится именно в отраслях стройиндустрии, легкой и мебельной промышленности. В Казахстане с начала февраля реализуется программа льготного кредитования представителей «экономики простых вещей», но, помимо финансовой подпитки (по сведениям Романа Скляра, из 600 млрд тенге, выделяемых на господдержку экономики, 400 млрд будет влито в предприятия обрабатывающей промышленности и в сферу услуг), сектору «экономики простых вещей» необходима системная поддержка государства.
«По вашему поручению совместно с заинтересованными государственными органами и Национальной палатой предпринимателей Казахстана нами разработаны дорожные карты развития легкой и мебельной промышленности и строительных материалов», – сообщил Скляр премьер-министру Казахстана Аскару Мамину на заседании правительства 5 марта.
По его словам, основным предназначением этих мастер-планов будет нахождение проблем и сдерживающих факторов развития данных отраслей – и выработка мер по их разрешению. Первая – общая для всех отраслей экономики – проблема уже найдена: недоступность финансирования попытаются покрыть упомянутыми 400 млрд тенге, а в дальнейшем эту проблему попытаются разрешить обеспечением предприятиям данных сфер увеличением рынка сбыта, в первую очередь за счет госзаказа.
Министр должен сидеть в отечественном кресле
«В целях увеличения сбыта продукции данных отраслей и дозагрузки действующих предприятий в регулируемых закупках дополнительно предлагается ежегодное увеличение доли местного содержания на 20%, при этом в целях недопущения лжепроизводителей поставщик должен будет подтвердить свою производственную мощность индустриальным сертификатом», – сообщил министр индустрии и инфраструктурного развития.
Помимо этого, добавил он, НПП и МИИР намерены провести работу с торговыми сетями для того, чтобы те увеличили места под отечественные товары на своих полках (соответственно, либо увеличили забор продукции у казахстанских производителей, либо вообще впервые заключили договора о поставках со многими из них). О дальнейшей помощи в продвижении отечественного на отечественном рынке министерство готово говорить только в том случае, если бизнес возьмет на себя встречные обязательства – по количеству, качеству, расширению и, как следствие, увеличению рабочих мест и налоговых выплат, заметил министр.
При этом упомянутыми дорожными картами предусмотрена и зачистка рынков от недоброкачественной продукции, причем как зарубежной, так и внутренней. Скляр, в частности, пообещал усилить контроль за качеством продаваемой в Казахстане продукции путем разработки национальных стандартов качества в каждой отрасли и усовершенствовать правила по изъятию и уничтожению небезопасной продукции. Так что брать на себя определенные обязательства по качеству бизнесу волей-неволей придется, иначе просто с рынка вытеснят.
Когда частную шерсть можно путать с государственной
Помимо проблем с финансированием и рынками сбыта дорожные карты трех системообразующих экономику простых вещей отраслей выявили еще одну системную проблему: сырьевую, как это не забавно звучит применительно к казахстанской экономике, которую часто называют сырьевой. Министр не стал останавливаться на масштабах этого дефицита, а сразу перешел к мерам, которые должны его ликвидировать.
«Для решения данного вопроса предусмотрены мероприятия по развитию собственной сырьевой базы, которая необходима для производства высокомаржинальной продукции. В легкой промышленности это стимулирование переработки хлопка-волокна, шерсти, организация производства искусственных и синтетических материалов, – сказал Скляр. – В отношении строительных материалов будет проведен анализ сырьевого потенциала страны для дальнейшего производства продукции высокого передела», – добавил он во время заседания правительства.
А затем разложил по полочкам то сырье, которым страна себя обеспечивает сама, и то, которого ей не хватает. По его данным, на сегодня в Казахстане налажено производство грубой шерсти, из которой можно произвести войлок, утеплители и другую продукцию. Но для производства костюмов, пальто и другой одежды необходима тонкорунная шерсть, которая производится в Казахстане в малых объемах: по словам министра, в краткосрочном периоде данное сырье будет закупаться из третьих стран, в долгосрочной перспективе будет налажено его собственное производство.
Помимо этого для обеспечения сырьем кожевенных производств будет организована система сбора и сдачи шкур, чтобы в дальнейшем производить куртки и дубленки в промышленных масштабах. А вот часть хлопка Казахстану придется импортировать, похоже, еще долго: слишком капризная и теплолюбивая культура для внутреннего производства.
Хлопоты о хлопке и керамике
«В наличии имеется производство коротковорсного хлопка, который используется для пошива спецодежды и обмундирования. Используемый для выпуска одежды для населения средневолокнистый хлопок на первом этапе будет обеспечен за счет импортных поставок. В долгосрочной перспективе переработка данного вида сырья будет поддерживаться государством», – пообещал министр.
Проблемы стройиндустрии, по словам Скляра, связаны с нехваткой гранита, мрамора, кварцевого песка и ряда других позиций – и здесь государство намерено выступить организатором разворачивания обогатительных комбинатов для производства стекла, керамики, санфаянса и кафеля. В мебельной промышленности ключевой задачей является организация производства полуфабрикатов (ДСП и ДВП) для обеспечения потребности действующих предприятий по выпуску офисной и домашней мебели.
Также МИИР готово взять на себя решение проблемы обеспечения предприятий высококвалифицированными кадрами: министр пообещал, что при формировании государственного образовательного заказа будет учитываться отраслевая потребность бизнеса.
«Предусматриваются меры по привлечению инвестиций в указанных отраслях на реализацию проектов с применением передовых технологий, в целом же мы преследуем цель развития этих отраслей по всей технологической цепочке добавленной стоимости – от сырья до готовой продукции», – заявил глава МИИР.
По его данным, дорожными картами трех отраслей на данный момент предусматривается реализация более 150 мероприятий, по итогам которых в ближайшие три года доля местного содержания в регулируемых закупках по производимым товарам должна увеличиться более чем на 50%, при условии увеличения качества продукции, разумеется.
«Реализация предлагаемых мер позволит ежегодно увеличить производство строительных материалов, продукции легкой и мебельной промышленности на 73 млрд тенге, а всего за период 2019–2021 годов на 219 млрд тенге», – озвучил Скляр ожидаемый от дорожных карт эффект.
Экономика простых вещей: ожидания и предложения
Как следовало из доклада министра 5 марта, выделение 400 млрд тенге на поддержку обрабатывающего сектора позволит запустить производство порядка 250 промышленных товаров, которые ежедневно используются казахстанцами, и значительно снизить долю их импорта с 82% до 59% в ближайшие три года.
Дальнейшее же финансирование проектов бизнеса в рамках развития «экономики простых вещей» к 2025 году позволит снизить долю импорта такой продукции с 59% до 37%, одновременно позволив создать порядка 16 тыс. постоянных рабочих мест и обеспечить дополнительные налоговые поступления в бюджет на уровне 1,1 трлн тенге ежегодно. Вклад реализации программы в экономику страны до 2025 года составит 2,4% ВВП.
На сегодня в программе льготного кредитования представителей «экономики простых вещей» участвуют пять банков второго уровня с начала февраля текущего года, когда началась реализация данной программы в них поступило более 30 заявок на общую сумму 35 млрд тенге. При этом МИИР и «Атамекен» уже предлагают скорректировать положения этой программы, предусмотрев, наряду с субсидированием проектов, возможность гарантирования кредитов.
По информации фонда «Даму», в ходе реализации программы «Дорожная карта бизнеса-2020», 80% проектов, получивших субсидии, были прогарантированы со стороны государства. Причиной этому является перекредитованность бизнеса и отсутствие необходимой залоговой базы.
Помимо этого, предлагается увеличить действующий порог гарантирования в рамках «Дорожной карты бизнеса» с 20% до 50% по проектам до 1,8 млрд. тенге в сфере обрабатывающей промышленности, при этом собственное участие бизнеса останется не менее 50% от стоимости проекта. Наконец, в рамках новой программы предлагается предоставить возможность финансирования оборотного капитала до 50% от размера кредита.
«По данным НПП «Атамекен», основная проблема предприятий обрабатывающей промышленности – нехватка оборотных средств, вследствие чего средняя загрузка предприятий в обрабатывающей промышленности составляет не более 50%, – пояснил Скляр. – Увеличение объема финансирования позволит задействовать производственные мощности в полном объеме. А в целях недопущения отвлечения средств на иные цели предлагается запретить использование выделяемых оборотных средств для проведения расчетов по налоговым и иным обязательным платежам, оплате текущих платежей по обслуживанию кредитов, займов или договоров лизинга и иные цели, не связанные с осуществлением основной производственной деятельности», – заключил он.
По материалам kursiv.kz