Он рассказал Kapital.kz, к чему движется Казахстан и почему не стоит ждать диверсификации
После президентских выборов можно ожидать инвестиционного бума. Между тем за счет выплаты дивидендов иностранным инвесторам крупные потоки средств выводятся из Казахстана. Об этом директор центра прикладных исследований «Талап» Рахим Ошакбаев заявил на XV международной конференции по риск-менеджменту в Алматы.
Горнодобыча обеспечила 0,7% роста экономики
Рахим Ошакбаев начал свое выступление оптимистично. Он заметил, что в 2018 году ВВП Казахстана вырос на 4,1%. «Это на 3% выше среднемирового уровня роста экономики страны», - заметил экономист.
«Понятно, что качество роста ВВП может быть не совсем удовлетворительным с точки зрения диверсификации, на это неоднократно указывал и глава государства. Между тем, по нашим данным, рост ВВП в 4,1% был достигнут лишь частично за счет горнодобычи, в которую входит нефтяная отрасль, - 0,7%. Отмечу, на 1,2% толчок для роста ВВП дала торговая сфера, 0,5% - обрабатывающая промышленность», - заметил экономист.
Он напомнил, что в этом году Министерство нацэкономики прогнозировало рост экономики на уровне 3,8%. В то же время, заметил Рахим Ошакбаев, новый премьер-министр поставил задачу достигнуть роста ВВП в 5%. «Это исключительно амбициозная задача. Пока логика правительства такова, если не получается достигнуть ожидаемого роста, выделяются средства из бюджета на какие-то проекты, если рост не совсем удовлетворяет — также выделяются средства», - считает экономист.
«Нас может ждать инвестиционный бум»
Рахим Ошакбаев подчеркнул, что последние несколько лет «по номиналу прямые иностранные инвестиции были выше, чем в России». «И это несмотря на то что экономика России более чем в 10 раз больше экономики Казахстана. За последние 10 лет наша страна привлекла инвестиций на 221 млрд долларов. Есть миф, что в основном это произошло за счет нефтедобычи и майнинга. Не в основном: 124 млрд долларов (56%) инвестиций пришлось на горнодобычу и геологоразведку. Таких результатов нам удалось достичь достаточно проактивной политикой, ручными способами, удалось риторикой привлечь внимание ключевых игроков», - заметил он.
По его мнению, тот транзит политической власти, который сейчас происходит в стране, завершится благополучно. «Думаю, он приведет как минимум к поддержке текущего уровня инвестиций, даже, может быть, к инвестиционному буму. Например, когда в 2016 году аналитики были апокалиптически настроены, ТШО объявил о втором этапе расширения Тенгизского месторождения и инвестировании 37 млрд долларов. Насколько мне известно, это крупнейший в современности инвестиционный проект», - отмечает Рахим Ошакбаев.
Приватизацию в Казахстане он считает «недоделанным проектом». И уверен, что после президентских выборов ситуация изменится к лучшему.
Диверсификацию сложно реализовать
В прошлом году, подчеркивает Рахим Ошакбаев, экспорт Казахстана оставил 61 млрд долларов, 71% - за счет сырья. «Диверсификации экспорта с учетом текущих цен на нефть невозможно добиться. Дело в том, что если смотреть на тренды реальной экономики, когда прирост добычи черного золота на последующие пять лет прогнозируется в 15% (в год. — Ред.), то диверсификация экспорта почти невозможна. Ключевой вызов для Казахстана, который сейчас также стоит перед страной, - как переварить нефтяную ренту и инвестировать ее в человеческий, социальный капитал, инфраструктуру», - отмечает он.
Дивиденды уходят из страны
Рахим Ошакбаев уточняет, что последние четыре года сальдо текущего счета Казахстана отрицательно. Лишь в 2018 году оно вышло в плюс (0,9 млрд долларов). «Отрицательное сальдо было связано с вывозом из страны капитала. Особенно сильно нас смущает сумма дивидендов в 17 млрд долларов, выплаченная иностранным инвесторам и вывезенным из Казахстана. Сама по себе сумма достаточно впечатляющая», - отмечает он.
По оценкам «Талап», казахстанцы в основном живут исключительно на одну зарплату. «Зарплата составляет 63% от доходов населения», - заметил он.
«Банковский кризис не отыгран»
Эксперт считает, что банковский кризис отыгран не до конца. Он привел в пример несколько обанкротившихся банков, которые в отчетности показывали низкую долю «плохих займов», а после выяснилось, что у них NPL по 90%.
Также на конференции он напомнил, что новый глава Нацбанка Ерболат Досаев недавно объявил о преемственности прежней политики. «Негативная черта политики регулятора — высокая непредсказуемость курса. Мы не верим в свободно плавающий валютный курс, поскольку Нацбанк не публикует данные по своим интервенциям на ежедневной основе», - заметил Рахим Ошакбаев.
«У нас не гарантированы права на участки»
Также на конференции звучали вопросы из зала. «Какие конкретные направления бизнеса в будущем могут стать драйверами роста экономики Казахстана? И как будет развиваться сельское хозяйство?» - озвучил вопрос модератор.
«Сельское хозяйство в большом нокауте, и не последнюю роль в этом играет то, что у нас нет рынка земли, рынка прав землепользования. Уточню, у нас не гарантированы права на земельные участки. У нас настолько самая низкая в мире стоимость земельного налога сельхозназначения, что в итоге мы имеем феномен, когда у нас есть городские латифундисты. Они владеют землей, гигантскими наделами за небольшие деньги, практически за бесценок. И поэтому нет передачи этого актива более эффективным собственникам. Очень много структурных реформ нужно делать, надеюсь, что мы с ними справимся», - заметил Рахим Ошакбаев.
ФОТО: Владимир Третьяков