Транзит по российской территории является лучшим вариантом для доставки грузов из стран ЕС в Казахстан. Политика России оказала сильное влияние на бизнес республики: в 2015 году казахстанские перевозчики столкнулись с режимом санкций в РФ.

В частности, еще с января 2016 года запрещен прямой транзит грузов с Украины в Казахстан и Кыргызстан, а с июля того же года на российской территории действует запрет на автомобильные и железнодорожные перевозки товаров. В июле прошлого года после обращения правительства РК Россия разрешила осуществлять на этом маршруте транзитные перевозки определенных товаров, необходимых для работы некоторых крупных казахстанских предприятий. В список попали, например, трансформаторная бумага, графитовые электроды, керамические изоляторы, а также запчасти к оборудованию и подвижному составу (всего 28 позиций).

Все грузы из санкционного списка проходят неоднократный таможенный досмотр на всем пути следования: перевозчик должен пройти несколько обязательных процедур. Во-первых, полный таможенный досмотр груза на внешней границе ЕАЭС. После чего таможенные органы России устанавливают маршрут движения и обязывают ставить отметки в транспортные документы и транзитную декларацию по пути следования в Казахстан – обычно получается 2 отметки. Потом перевозчик подвергается повторному полному досмотру груза, который шел по территории РФ под пломбами, установленными российскими таможенными органами на внешней границе. Эта схема увеличивает стоимость доставки из-за изменения маршрута: если ранее он был кратчайшим, то теперь его устанавливает ФТС, обозначая обязательные точки следования (населенный пункт или таможенный пост). Расширение маршрута - новые затраты на топливо и человеческие ресурсы.

Чтобы минимизировать расходы и сберечь нервы, казахстанские предприниматели стараются больше перевозить железнодорожным транспортом, но так или иначе ни один вид наземного транспорта не может гарантировать отсутствие досмотров и своевременную доставку до места назначения.

Сегодня казахстанские предприниматели все активнее используют альтернативные маршруты в обход российской территории. Так, наблюдается рост морских перевозок из стран Европейского Союза в порты Китайской Народной Республики, оттуда уже на ускоренных контейнерных поездах грузы доходят до Казахстана. До недавнего времени мы активно работали с портами Ирана, откуда наземным транспортом грузы доставлялись до конечного грузополучателя. Самым популярным маршрутом является отправка через морские порты Украины в Грузию (Поти и Батуми), далее в Азербайджан (Алят) и уже по бассейну Каспийского моря через паромные переправы в Казахстан (Актау, Курык). Минусы данного маршрута – это время и стоимость перевозки. Если ранее вагон из Киева до Алматы доезжал за 25 дней, то  сегодня он может идти 40 – 45 суток, плюс увеличилась стоимость доставки на 20-25%.

Все обходные маршруты имеют свои минусы, будь то транзитное время или стоимость перевозки, а в ряде случаев - и то, и другое. По некоторым направлениям происходят кражи грузов. Пока РФ занимается санкционной политикой, казахстанские предприниматели вынуждены искать альтернативных поставщиков с новыми логистическими цепочками. Ранее грузы закупались в ЕС, сейчас приходится искать их в странах Юго-Восточной Азии (Китай, Корея, Япония, Малайзия).

На сайтах ФТС и российских новостных порталах постоянно появляется информация о задержании грузов, которые были заявлены как транзитные (сыры, рыба, мясные и колбасные изделия, консервированная продукция и т.д), а по факту оседали на территории России. Огромный поток санкционных товаров попадает в Россию через соседние государства – с территории Беларуси, Казахстана, Киргизии. Основная схема такого завоза заключается в «перебивании» страны происхождения товара – на маркировке ставится ЕАЭС и он ввозится как груз, не попадающий под санкционные ограничения. Также небольшие партии товаров ввозятся на территорию РФ частными лицами под видом товаров для личного пользования, именно для борьбы с подобными «заграничными сувенирами» недавно были пересмотрена стоимость товаров для личного пользования, разрешённая к беспошлинному ввозу.

Маргарита Дядяева, директор филиала группы компаний AsstrA в Алматы.

Источник http://www.kp.kz