Китай наращивает инвестиции в рамках масштабной торговой и инфраструктурной инициативы "Один пояс - один путь", несмотря на усиливающуюся критику и сопротивление самому амбициозному в мире проекту, пишет South China Morning Post.
Председатель КНР Си Цзиньпин. Фото: EPA-EFE/Riccardo Antimiani
Амбиции Китая будут в центре внимания на этой неделе, когда 37 глав государств, включая президента России Владимира Путина, отправятся в Пекин на форум "Один пояс - один путь", второй менее чем за два года. Но ни Индия, ни США не отправят на форум своих высокопоставленных представителей.
Наблюдатели отмечают, что мероприятие ориентировано как на внутреннюю, так и на зарубежную аудиторию, причем Пекин стремится продемонстрировать популярность внешней политики председателя КНР Си Цзиньпина и оценить уровень заинтересованности и приверженности среди участников проекта. Но также ожидается тщательное изучение глобальных амбиций самого Китая.
На первом форуме "Один пояс - один путь" в мае 2017 г. Си рассуждал о древних маршрутах Шелкового пути как о "великом наследии человеческой цивилизации". Он рассказал о том, как Новый Шелковый путь будет дополнять стратегии развития различных стран. В то время более 100 стран и международных организаций дали понять, что они поддерживают этот план.
За прошедшие годы эта инициатива превратилась в гораздо более всеобъемлющую стратегию, став центральным элементом экономической и внешней политики Си, целью которой является превращение Пекина в международного лидера наравне с Вашингтоном и восстановление его величия на мировой арене. Эта инициатива была также закреплена в Конституции Коммунистической партии в 2017 г.
Юн Сунь, один из директоров восточноазиатской программы в вашингтонском Центре имени Генри Стимсона, отметила, что "Один пояс - один путь" служит как экономическим, так и стратегическим целям.
"[Эта инициатива] помогает Китаю поглощать внутренние экономические избыточные мощности, расширять внешние рынки и торговые отношения, укреплять политические отношения со странами-реципиентами, дальнейшие военные связи и влияние в области безопасности, - заявила она. - В конечном счете все это служит формированию другого порядка, при котором Китай играет гораздо более заметную роль".
Торговая и инфраструктурная инициатива Пекина "Один пояс - один путь" призвана соединить более 60 стран Азии, Европы, Африки и Ближнего Востока сухопутными и морскими путями. Помимо увеличения торговли и инвестиций Китай стремится стимулировать обмены в таких областях, как наука, технологии, культура и образование.
Многие исследователи говорят, что растущая интеграция Европы и Азии, похоже, изменит глобальный экономический и политический порядок, заменив доминирующие трансатлантические маршруты в мировой торговле. Согласно прошлогоднему докладу банка ING торговля между Азией и Европой (за исключением торговли между странами ЕС) составила 28% мировой торговли. Облегчение торговых потоков между странами, расположенными вдоль коридоров "Одного пояса - одного пути", особенно в Центральной и Восточной Европе, на Ближнем Востоке и в Юго-Восточной Азии, могло бы увеличить международную торговлю на 12%.
Однако многие критики, особенно политические элиты в США и их странах-союзниках, опасаются не только того, что проекты Нового Шелкового пути являются некачественными и представляют собой долговые ловушки, но и того, что Си стремится бросить вызов существующим западноцентричным системам торговли и управления.
Между тем, как сообщали "Вести.Экономика", в ЕС усилилась обеспокоенность тем, что Китай использует тактику "разделяй и властвуй" в отношении европейских стран. Ранее Брюссель впервые охарактеризовал Китай как системного конкурента и выразил обеспокоенность по поводу присоединения государств-членов блока к Новому Шелковому пути.
Пекин последовательно отрицает утверждения о том, что он использовал "Один пояс - один путь" как средство для усиления своего политического влияния. В марте министр иностранных дел Китая Ван И сказал, что эта инициатива "абсолютно не является долговой ловушкой", а принесет пользу населению во всем мире. "Это не геополитический инструмент, а возможность для многих стран развиваться вместе", - подчеркнул он.
Научный сотрудник Китайского центра Оксфордского университета Джордж Магнус отметил, что "Один пояс - один путь" является ответом или альтернативой Китая так называемому неолиберальному международному и экономическому финансовому порядку.
"Цель Китая состоит не в том, чтобы нарушить глобальный порядок [от чего он пострадает], а в том, чтобы больше ориентировать его на свои интересы и правила поведения", - заявил он.
Источник: "Вести.Экономика"