Впервые Аргентине пришлось занимать средства у Международного валютного фонда (МВФ) ещё в 1958 году. За прошедшие шестьдесят лет страна подписала с фондом 22 соглашения. Большинство из них затем оказались сорваны или завершились провалом

Нынешний президент Аргентины Маурисио Макри, несмотря на свой имидж сторонника бизнеса, присоединился к этому параду разочарований. Чуть более чем за три года его правительство подписало с МВФ уже два соглашения. А последние события позволяют предположить вероятное повторение истории в трудных отношениях Аргентины с фондом.

Новейшая глава этой истории началась в июне 2018, когда у страны появился дефицит бюджета и счёта текущих операций, эквивалентный в совокупности 11% ВВП. Инвесторы стали с настороженностью относится к аргентинским облигациям, что вынудило правительство Макри спешно обратиться в фонд за помощью.

Благодаря мощной поддержке США, Аргентине вскоре был предоставлен кредит МВФ на сумму $50 млрд для использования в течение следующих трёх лет. Правительство притворялось, что речь идёт всего лишь о мере «предосторожности»: Аргентина, мол, будет хранить эти деньги «в заднем кармане» с целью вернуть уверенность частным инвесторам.

Однако уже спустя два месяца Макри признался, что Аргентине понадобится даже больше средств, а не $50 млрд, причём немедленно. На жаргоне МВФ это называется кредитом с «фронтальной загрузкой».

В этот момент сыграла свою роль дружба Макри с президентом США Дональдом Трампом (они познакомились, занимаясь торговлей недвижимостью). Фонд, хотя и с неохотой, согласился увеличить кредит на дополнительные $7 млрд, доведя общую сумму до $57 млрд. Кроме того, около 90% всего объёма кредита, то есть $51,2 млрд, предстоит выделить до очередных президентских выборов в Аргентине, запланированных на конец 2019.

Это самый большой в истории МВФ кредит одной стране, а больная экономика Аргентины, конечно, крайне нуждается в финансовой поддержке. 15 апреля фонд отправил транш в размере $9,6 млрд. Однако вместо использования этих денег для наращивания валютных резервов или для выкупа долга, правительство Макри собирается направить их на покупку аргентинских песо.

Неудивительно, что премии за риск по аргентинскому долгу резко подскочили. Инвесторы встревожены, и не только потому, что бывший президент Кристина Фернандес де Киршнер лидирует в опросах общественного мнения. Они понимают, что, потребовав предоставить основную массу финансовой помощи МВФ уже во время текущего срока своих президентских полномочий, Макри сделал будущие обязательства Аргентины по погашению долга перед фондом сгруппированными по срокам. А поскольку МВФ имеет статус привилегированного кредитора, он окажется первым в очереди на выплаты. Если у Аргентины не найдётся достаточного количества долларов после 2020 года для выплаты долга всем кредиторам, тогда частным инвесторам, возможно, придётся реструктурировать свои требования, причём с убытком. В результате у инвесторов осталось узкое окно возможностей, чтобы уйти из Аргентины, и вскоре они могут им воспользоваться.

Правительство утверждает, что казначейству надо будет продать $9,6 млрд на внутреннем рынке для финансирования бюджетных расходов, номинированных в песо. Хотя идея заимствования долларов у фонда для покупки песо выглядит необычной, МВФ с этим согласился. Но правительству разрешено использовать деньги фонда лишь в гомеопатических дозах – не более $60 млн в день – через центральный банк или на публичных аукционах.

В этом нет никакого смысла. По условиям соглашения с МВФ правительство обязалось поддерживать первичный дефицит бюджета (до уплаты процентных платежей) на нулевом уровне, а также рефинансировать более 70% всех долговых обязательств в песо с истекающим сроком погашения и процентных платежей по ним. Правительство успешно выполняет оба требования. На сегодня оно рефинансировало 100% подлежащих погашению обязательств в песо и продлило сроки процентных выплат, превысив поставленную на этот год цель.

Тем самым у правительства нет бюджетной необходимости использовать доллары МВФ для покупки песо. Дело скорее в том, что власти страны – при поддержке МВФ – собираются использовать эти деньги для поддержания курса песо на стабильном уровне до выборов, которые пройдут в конце года. Это может повысить шансы Макри на переизбрание.

МВФ не следует поддерживать всё это по нескольким причинам. Прежде всего, согласившись на такие глупые и фальшивые аргументы, МВФ поставит под угрозу все предпринимавшиеся ранее усилия (в том числе и мои) по нормализации отношений между Аргентиной и фондом. Кроме того, доллары, которые правительство продаст в этом году ради поддержания курса песо, будут крайне нужны следующей администрации, чтобы обслуживать долги с истекающим сроком погашения, а также процентные платежи в 2020 году.

Имея $9,6 млрд (а не эквивалентное количество обесценившихся песо), следующее правительство оказалось бы в несколько более комфортном положении, если (а это выглядит неизбежным) ему придётся договариваться о пересмотре нынешнего соглашения Аргентины с МВФ. Между тем, обеспечить стабильность песо, вероятно, будет вообще невозможно, потому что ежедневные аукционы по продаже $60 млн не дадут правительству достаточного рычага, позволяющего предотвратить всплески на валютном рынке.

Наконец, чем больше будет долг Аргентины перед привилегированными кредиторами, подобными МВФ, тем труднее ей будет убеждать частных, «непривилегированных» инвесторов продлевать сроки своих требований и продолжать финансировать страну в 2020 году и далее.

К сожалению, история может вскоре повториться. В октябре 2001, примерно за 60 дней до дефолта по госдолгу, Аргентина заняла у фонда $8 млрд. Почти все эти деньги были потрачены на покупку песо у институциональных инвесторов, покидавших страну. МВФ может в очередной раз совершить ту же самую ошибку. И ему не следует ожидать, что на этот раз результат будет каким-то иным.

Эктор Торрес – старший научный сотрудник программы международных правовых исследований в Центре инноваций в международном управлении (CIGI), ранее исполнительный директор МВФ по Аргентине и сотрудник Всемирной торговой организации

 

© Project Syndicate 1995-2019
Перевод Forbes Kazakhstan