Несмотря на санкции в России наблюдается поступательное развитие экономики, сообщает Kapital.kz

Политика или экономика. Что важнее?


Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот – общественное бытие определяет их сознание. Об этом Карл Маркс написал в своей книге «Критика политической экономии» еще в 1859 году, и был абсолютно прав. Последнее время все чаще происходит подмена этих понятий, когда определяющее значение стараются приписать именно политике. Но это неверно. Перефразируя Маркса, можно сказать, что первична экономика. На первом месте всегда были и останутся деньги.

Парадокс, но находящаяся под санкциями Россия сейчас самая успешная с точки зрения экономических реформ страна на постсоветском пространстве. Она доказывает, что сложный политический фон может быть не только ингибитором, но и катализатором позитивных изменений. Наш партнер по ЕАЭС, находясь в состоянии конфликта почти со всем миром, очень хорошо понял, что, обладая достаточно большим рынком сбыта, можно развиваться и делать это успешно в любых условиях, в том числе под сильным давлением. Санкции действуют с 2014 года, но экономика России растет.

Сложности закаляют – Владимир Путин вынужден был обзавестись вменяемым экономическим блоком. Именно эти люди сейчас формируют политику северного соседа. За пять лет сбалансирована монетарная политика Центробанка, введено четвертое бюджетное правило. Уже нельзя однозначно сказать, что вся экономика РФ зависит только от нефти и газа, теперь их доля составляет всего треть от общего уровня доходов страны. Бюджетное правило оказывает влияние на всю экономику в целом и на курс рубля в частности – раньше при повышении цен на нефть рубль укреплялся из-за роста продаж валютной выручки экспортерами, а теперь этот эффект компенсируется за счет покупок валюты Минфином, которая уходит в международные резервы, таким образом поступление нефтедолларов частично стерилизуется. Позитивное влияние правило оказывает и на экспортеров нефтегазовой отрасли.

Можно долго говорить про уровень свобод и политическую модель в России, но факт в том, что в стране наблюдается поступательное развитие экономики. Сейчас они взялись за развитие малого и среднего бизнеса. Цель – за пять лет увеличить его долю в ВВП до 32,5% (сегодня 22%, в Казахстане – 28%). Буквально несколько дней назад количество российских индивидуальных предпринимателей впервые превысило количество других юридических лиц.

Темпы роста ВВП - хороший показатель, но часто они могут запаздывать, и если мы хотим увидеть рынок, то стоит смотреть уже не на него, а на фондовый и валютный рынки. Именно они могут выступать главным экономическим индикатором. Сейчас на этих рынках в РФ происходят интересные вещи. Московская биржа находится на исторических максимумах, ей удалось не только справиться с кризисом, но и выйти на докризисный уровень. Последние размещения облигаций федерального займа (ОФЗ), проведенные Минфином РФ, вызвали ажиотажный спрос на рынке, в том числе среди иностранных инвесторов.

11 апреля был установлен новый рекорд размещения ОФЗ – 137,1 млрд рублей. Рынок стагнирующих преддефолтных стран ведет себя совсем по-другому, их ценные бумаги никто не покупает.

Отдельно стоит упомянуть и про прямые инвестиции. Хотя в условиях санкций их сложно делать, но Россия продолжает привлекать капитал из-за рубежа. Теперь прямые инвестиции происходят через ценные бумаги и фондовые структуры. Отсюда и вполне оптимистичное сальдо инвестиций – это плацдарм для дальнейших реформ. Невероятно, но факт – в условиях санкций создан неплохой жирок.

Казахстан – второй самый серьезный игрок на постсоветском пространстве. У нас пока все относительно неплохо с макропоказателями, банковская индустрия обнулила большую часть проблем. Ликвидности и накоплений достаточно много, не хватает того самого катализатора, им послужит политическая определенность, которая сформируется после выборов. С малым и средним бизнесом в Казахстане тоже ведется неплохая работа, почти весь наш истеблишмент уже хорошо понимает, что принцип win-win неизбежен в экономической политике. Просто мы традиционно на два-три года отстаем от России в принятии решений.

 

Дмитрий Сочин, эксперт инвестиционной компании Exante в Казахстане