Новейшие разработки зарубежных ученых внедрят в Казахстане

Китайские и американские инвесторы намерены построить в Казахстане крупный текстильный кластер по производству ткани из зерна. Подробности о проекте рассказал LS председатель правления НК KAZAKH INVEST Сапарбек Туякбаев.

– Сапарбек Куракбаевич, расскажите более подробно об этом проекте.

– Эту технологию разработал и апробировал в промышленном масштабе американский ученый китайского происхождения доктор Лю Шикай. Он привлек крупнейшие американские и международные фонды и банки и создал первое производство в провинции Шандунь.

Это биотехнология – производство на основе кукурузы или любого зерна, где есть крахмал. Сама продукция похожа на гранулы, она является сырьевой для дальнейшего производства синтетических тканей. При этом данные искусственные ткани будут полностью органическими и биоразлагаемыми, а также имеют ряд потребительских преимуществ. Это и есть главное отличие от ткани, которую сегодня делают из нефтехимии. 

– Такая ткань по стоимости будет дороже?

– Да, незначительно дороже. Из такой пряжи в Китае уже начали получать текстиль, производят ковры. Это прочный и экологически чистый материал. Кроме того, из него производят автомобильную краску и запчасти, поскольку этот продукт имеет наиболее высокую жаропрочность по сравнению с другими пластиками. Сейчас спрос на такую продукцию в мире огромный.

И это абсолютно новый материал, его производит только одна компания Cathay Industrial Biotech, с которой Казахстан и ведет сейчас переговоры. У компании сегодня работают всего два завода – в провинции Шандун и в СУАР, их совокупная мощность небольшая – около 300 тыс. тонн в год. Компания ищет возможности для увеличения производства этого нового продукта и Казахстан обладает для этого рядом преимуществ – прежде всего это наличие сырья, дешевой энергетической составляющей и более мягкий налоговый режим по сравнению с Китаем.

– А что конкретно предлагают инвесторы?

– Они заинтересованы в создании производства в нашей стране и экспорте в Китай и страны Европы. Инвесторы уже прорабатывали вопросы поставки из Казахстана только сырья на свои заводы. Но китайское правительство ограничивает квоту на ввоз зерна, потому что оно защищает собственных производителей.

Мы со своей стороны показали инвесторам всю математику проекта. В Казахстане дешевый газ для производства аммиака, который нужен по технологии, дешевое зерно для переработки. Этого достаточно для инвесторов.

Это масштабный проект. Для первого завода по изготовлению сырья для дальнейшего прозводства полиамидов потребуется около 2,5 млн тонн зерна в год. Это 10-15% от всего производства зерна в Казахстане. И это только первая фаза проекта.

Общий объем инвестиций рассчитан на 10 лет – $10 млрд, потому что из полиамидов еще нужно будет производить пряжу, ткань и далее конечную продукцию. Инвесторы предлагают выстраивать весь кластер в Казахстане, но это нужно делать поэтапно. Сейчас пока обсуждается первая фаза с инвестициями – около $2,5 млрд.

– Инвесторы готовы вложить всю сумму или предлагают паритет?

– Мы пока обсуждаем этот вопрос, изучаем финансовые возможности для участия в этом проекте. В любом случае в Казахстане нужно найти сильного партнера для инвестора. Мы предварительно договорились с "КазАзотом" и крупнейшим аграрием в Костанайской области, который производит зерно в нужных объемах, чтобы была стабильная поставка.

Сейчас мы выбрали три региона, где могло бы располагаться производство – Костанай, Алматинская и Мангистауская области. Почему? В Костанае рядом сырье, можно на месте перерабатывать, по логистике неплохо, но есть вопросы по возможности поставок газа в необходимом количестве. Алматинская область: вода есть, в Китай близко, климат подходящий, но газ дорогой. Мангистау: газ дешевый, есть морской порт и ТЭЦ, но экспортировать оттуда в Китай не совсем удобно.

В общем, пока все три варианта прорабатываем. Потому что удельный вес каждой составляющей в проекте разный, поэтому его нужно просчитывать и принимать решение, где выгоднее строить завод.

– Какие еще звенья будут в этом кластере?

– Получается, сейчас обсуждаем только первую фазу – производство продукта для дальнейшего производства полиамидов – это сырьевой продукт. Далее вокруг основного завода можно будет построить до 30 прядильных фабрик и еще столько же ткацких, которые будут производить окончательную продукцию. Мы это с инвесторами еще не обсуждали, потому что это уже вторая фаза проекта.

И еще: если сырья будет много, то почему бы в будущем не наладить производство автозапчастей в Казахстане? Но это те перспективы, которые мы для себя видим в далеком будущем. Мы их сейчас примерно понимаем, но пока не обсуждаем.

Пока по текстилю рынок хорошо идет, поэтому главное – запустить первую фазу. Затем, когда уже начнется непосредственно строительство завода, можно будет начинать разрабатывать вторую фазу.

Это очень сложный проект, который сейчас даже звучит фантастически. Но мы верим в него и уже сделали определенные шаги. Мы занимаемся этим проектом уже больше года. Все основные стороны уже подтвердили свое участие в этом проекте, пока их четыре. Но, если в будущем кто-то захочет присоединиться, то будем рады.

– Когда будет принято окончательное решение по заводу?

– Я думаю, в I полугодии: в июне мы все расчеты закончим и какой-то регион уже выберем. Затем во II полугодии планируем провести детальный анализ именно в этом регионе, чтобы понять качество воды, газа и как структурировать весь проект. Уже в 2020 году начнется разработка всей проектно-сметной документации. А само строительство планируем начать в 2021 году.

Для таких больших проектов обычно требуется минимум три года на переговоры, расчеты, исследования и разработку документации. Как правило, только на четвертый год выходят на строительную площадку.



Источник lsm.kz