Об этом рассуждает автор Forbes.kz Саян Комбаров
Оскар Моргенштерн назвал ВВП примитивной и бесполезной мерой роста и благополучия, не включающей, например, услуги внутри домохозяйств. Он сравнил измерение ВВП с загадкой времени, которая мучила Святого Августина: «Я измеряю, но не знаю, что измеряю».
Модель ВВП, ставящая расходы и деньги в качестве его драйвера, дала научное обоснование инфляции, которая является невидимым налогом на трудовые сбережения. Неудобная правда о ВВП заключается в том, его рост используется как предлог для интервенций в экономику, вопреки принципам ограниченной рациональности человеческой деятельности и экономии ресурсов, превратившись в искусство убеждения потратить деньги, которых у правительства нет, на вещи, которые не нужны обществу.
Как можно нарастить ВВП? Он является результатом дисбаланса между госрасходами и налогами, инвестициями и сбережениями частного сектора, экспортом и импортом. Для роста ВВП можно увеличить затраты бюджета и инвестиции за счёт субсидий или ограничить импорт, повысив таможенные пошлины. Рост ВВП также может обеспечить Нацбанк, снизив ставку и увеличив эмиссию банковского кредита и монетизацию долга из воздуха для увеличения капитальных вложений и частного потребления.
Однако последствия такой политики заключаются в том, что искусственное стимулирование роста ВВП окажется неустойчивым, ведущим к накоплению предпринимательских ошибок, к неравенству, концентрации на краткосрочных целях в ущерб долгосрочным, таким как права собственности, здоровье и экология.
Эмиссия нетоварных долговых денег, создаваемых центральным банком из воздуха, дестабилизируют экономику и БВУ. Стимулирование ВВП не создает новых ресурсов и не повышает благосостояние общества, а произвольно и непродуктивно делит его. Растут затраты и долги правительства, убытки банков и компаний, которые переносятся на налогоплательщиков. Угнетаются частная инициатива и биржевые механизмы привлечения капитала.
Распределение средств Нацфонда и ЕНПФ чиновниками вместо их истинных собственников порождает неэффективность, коррупцию и социальное иждивенчество. Они не могут расходовать, не отбирая из карманов одних для выгоды других. Это создает моральный хазард, позволяя привилегированным бенефициарам легально присваивать чужую собственность и социализировать свои убытки.
Ставка должна предоставлять информацию о сбережении. Инфляция, в зависимости от которой Нацбанк устанавливает свою ставку, не может служить объективным показателем. У всех индивидуумов разная шкала доходов и расходов, времени и преференций между потреблением и сбережением.
Можно повысить монетизацию экономики, но скорость оборота денег и спрос на них будут падать из-за роста цен. ВВП в дальнейшем будет стагнировать, поскольку скорость оборота денег не будет равна скорости производства стоимости. Финансовый учёт на базе нестабильной валюты приводит к искажению статистики, инвестиционным ошибкам. В результате мы не видим, отражает ли рост ВВП истинную продуктивность и пропорциональное распределение богатства или обусловлен вмешательством в рынок.
Для устойчивого роста ВВП необходимо покончить с растратой ресурсов, отдать их собственникам для прибыльного и рыночного увеличения. Расходы бюджета должны быть сбалансированы налогами, а инвестиции и долги – частным сбережением и прибылью. Ставка должна определяться сбережением, а денежная масса и цены – регулироваться свободным рынком.