Сразу три центральноазиатских государства — Узбекистан, Таджикистан и Кыргызстан — стали крупнейшими получателями денежных переводов из России. Из 13,99 млрд долларов, отправленных в 2018 году частными лицами из РФ в страны СНГ, 68,1% пришлись на «лидирующую» тройку.
Трудовые мигранты в российском городе. Источник — vladtime.ru
Узбекистан, Таджикистан и Кыргызстан являются крупнейшими получателями денежных переводов из России, что делает их особенно чувствительными к состоянию российской экономики.
Падение объемов денежных переводов во время кризиса в РФ в 2014-2016 годах больно ударило по этим государствам. Однако в 2017 году начался сильный рост «пересылок», отмечает аналитик центра Economist Intelligence Unit Сэм Бутия, мнение которого приводит портал Eurasianet.
«По данным Центробанка России, из $13,99 млрд, отправленных в 2018 году частными лицами из России в другие страны-члены СНГ, около 68,1% пришлось на эти три государства. Для сравнения: в 2016 цифры составляли $10,1 млрд и 63,3% соответственно, а в 2017 – $12,9 млрд и 67%.
Особенно зависимы от переводов Кыргызстан и Таджикистан: их слабые экономики создают мало рабочих мест, вынуждая сотни тысяч граждан искать работу за границей, часто в России, где они занимаются сезонным трудом, обычно в строительном секторе», — считает эксперт.
Эффект «голландской болезни»
По мнению Сэма Бутия, масштабы зависимости становятся особенно очевидными, если сравнить объемы денежных переводов с валовым внутренним продуктом этих государств. Согласно данным Всемирного банка, переводы эквиваленты 31,3% ВВП Таджикистана и 32,9% Кыргызстана. До последнего кризиса в России эта цифра была еще выше: в 2013 Таджикистан получил сумму, равную почти половине ВВП страны.
«В 2015 году ВВП России сократился на 2,3%, экономики Кыргызстана и Таджикистана также сжались. Ситуация еще более усугублялась тем, что РФ является важным торговым партнером этих государств», — отметил эксперт. Добавив, что перечисленные государства ЦА уже вошли в пятерку наиболее зависимых от денежных переводов стран мира.
Хотя, по словам эксперта, переводы не учитываются напрямую при расчете ВВП, но являются одним из ключевых источников дохода семей в Кыргызстане и Таджикистане, особенно в сельской местности.
Они помогают сократить уровень бедности и повысить кредитоспособность бедных домохозяйств и местного бизнеса, но также способствуют развитию культуры зависимости и утечке рабочей силы.
«Более того, на макроэкономическом уровне приток денежных переводов способен влиять на обменный курс в странах-получателях посредством явления, подобного «голландской болезни», повышая курсы местных валют и удорожая экспортируемые этими государствами товары.
Исследования указывают, что денежные переводы обычно приводят к увеличению потребления домохозяйствами неторгуемых товаров и в конечном итоге ведут к удорожанию валюты.
Как в Таджикистане, так и в Кыргызстане эффект «голландской болезни» усугубляется тем фактом, что в экспортной корзине этих стран преобладают такие товары, как золото и серебро», — уверен Сэм Бутия.