Что предстоит сделать вновь избранному Президенту Касым-Жомарту Токаеву на своем посту? Inbusiness.kz попросил экспертов ответить на три вопроса: какие экономические реформы необходимо провести главе государства, какие меры по поддержке бизнеса необходимо принять для активного развития этой сферы, какие задачи необходимо решить на финансовом рынке?

 

Экономист Жарас Ахметов:

– Стратегическим планом развития определено, что для вхождения Казахстана в число тридцати самых развитых стран темпы роста ВВП должны быть на уровне 5-5,5%. Текущие темпы роста отличаются от запланированных показателей – сейчас около 4% (в марте министр национальной экономики Руслан Даленов, презентуя макроэкономический прогноз на этот год, сообщил: реальный рост ВВП на 2019 год оценивается на уровне 3,8%; однако аналитики Halyk Finance оценивают потенциальный рост в этом в 3,6%. – Ред.).

Поэтому, я считаю, главная экономическая задача заключается в ускорении темпов экономического роста.

Развитие конкурентной среды – это то, что необходимо сделать для активизации предпринимательства, в частности микро- и малого бизнеса. Микро- и малый бизнес проигрывает среднему и крупному именно в силу неравных возможностей, что и тормозит его развитие.

Когда мы говорим о конкуренции, то базово имеем в виду возможность производить дешево и продавать дорого. Микро- и малый бизнес не получает таких оптовых скидок, как крупный, доступ к потребителю тоже более ограниченный по сравнению с теми возможностями, которые есть у крупного. И так далее, и в таком духе, примеры можно продолжать.

Как правило, выравнивание конкурентных условий – это забота государства. Но пока оно этим вопросом мало озабочено. Программы поддержки слишком забюрократизированы и недоступны для всех.

Что касается развития финансового рынка, то здесь в первую очередь необходимо работать над устойчивостью банковской системы и увеличивать кредитование.

Финансовый аналитик FXPrimus Арман Бейсембаев:

– Основная проблема заключается в том, что экономика, основанная на распределении ресурсной ренты, больше не способствует и более не будет способствовать ее росту, стабильности и устойчивости – возможно, но не росту и развитию, отсюда, кстати, и ощущение застойности у людей.

Это стало понятно уже в 2012 году, когда мы увидели первые признаки торможения экономики после кризисного восстановления, в 2014 году на фоне высоких цен на нефть очевидным стало то, что ВВП прежними темпами больше не растет. С этой точки зрения вторая половина 2015 года, запомнившаяся шоковой девальвацией тенге, не стала причиной возникшего тогда кризиса, а лишь ускорила спад, который уже имел место к тому моменту.

Нынешнее восстановление и рост экономики на 3-3,5%, помимо всего прочего, является категорически недостаточным для нашей экономики (учитывая низкий уровень производительности труда и незагруженные мощности, наша экономика способна расти в два-три раза быстрее), а при сохранении нынешних контуров экономики даже этот рост вскоре снова сменится падением.

Поэтому самая главная и глобальная экономическая задача – это изменение экономического драйвера с ресурсно-сырьевого на какой-то другой. На какой? Вот на этот вопрос и должен ответить новый Президент.

Если говорить о задачах по развитию предпринимательства, то нужно отметить, что любой бизнес чувствует себя комфортно в условиях четко определяемых и неизменных «правил игры»: какими бы эти правила ни были, можно к ним адаптироваться и развиваться, только если они неизменны. Тогда у бизнеса есть возможность определить стратегическую перспективу на несколько лет вперед и работать в ней. Невозможно развивать свое предприятие на чрезвычайно подвижном и к тому же репрессивном правовом поле, где действует «презумпция виновности» предпринимателя.

Поэтому основная мера, которая как нельзя лучше способна поддержать МСБ, – это не мешать. Из этой логики должны исходить и все органы, работающие с МСБ, включая налоговую, и должно строиться правовое поле, которое создает эти «правила игры».

Государство должно уйти из частного сектора как игрок, взяв на себя роль лишь верховного арбитра, следящего за соблюдением законов и не допускающего монополизацию рынка отдельными игроками.

Самая главная задача на финансовом рынке – это, собственно, его появление. То, что существует сейчас, финансовый рынок напоминает лишь отдаленно и с реальной экономикой не соприкасается совершенно – эти сектора фактически находятся в параллельных реальностях и друг с другом не пересекаются.

Финансовый рынок в широком понимании не ограничивается только банками и биржей, коих в нашей стране целых две. Это целый комплекс инвестиционных процессов и институтов, обеспечивающих его и тесно связанных с реальным сектором. Из реального сектора приходят на финансовый рынок за инвестициями для развития, вкладываются в него для хеджирования своих рисков, держат в нем излишки своего капитала, стартапы получают венчурные инвестиции под свои идеи, прогрессивные разработки, инновационные проекты и так далее

Это одна из базовых задач финансового рынка в рыночной экономике. Поэтому основная задача состоит в том, чтобы такой рынок у нас для начала появился.

Аффилированный член АССА экономист Саян Комбаров:

– Думаю, Президенту Токаеву предстоит решать те же экономические задачи (что были обозначены ранее. – Ред.). Это прежде всего переход на рыночные механизмы и совершенствование их функционирования в Казахстане. Важно, что новый глава государства заявил о приверженности социальной справедливости, защите прав и национальных интересов Казахстана. Ему предстоит углублять пять институциональных реформ, стратегию Первого Президента РК на цифровизацию, подотчетность Правительства гражданам, развитие среднего класса и МСБ. Важно, что Президент Токаев специально осудил девальвации.

На мой взгляд, лучшей формой развития МСБ было бы уменьшение или полное освобождение от налогов. Такую помощь, конечно, было бы лучше всего оказать не только МСБ, но всему народу и частному бизнесу. Однако это требует и соответствующего сокращения затрат Правительства и госбюджета, который должен быть сбалансирован.

Президент Токаев заявил, что будет способствовать не разделению общества, а его объединению. Вместе с тем следует признать, что именно монетарная и государственная бюджетная политика приводят к вмешательству и нарушению рыночных отношений, к подмене добровольных и взаимовыгодных обменов между участниками рынка на произвольные и принудительные механизмы административно-командного распределения общественных ресурсов. При таком распределении задачу определения того, что важно для общества и потребителя, решает не рынок, состоящий из всего множества отдельно взятых частных собственников и граждан, а чиновники. Такой метод распределения приводит к нарушению принципов социальной справедливости, а то и прямой коррупции. Общество становится зависимым от бюрократии, экономический расчет нарушается, средства расходуются неэффективно и безответственно. Нарушается и качество, и точность ценовой информации. Растет социальный инфантилизм. Некоторые привилегированные бизнесы могут получать поддержку за счет остальных, мотивируя это тем, что они более важны. Поддержку МСБ или любому другому бизнесу необходимо осуществлять не за счет государства или банков, а рыночно.

Правительство не должно субсидировать ставки, кредитовать или устанавливать цены, тарифы или пошлины. «Государственное стимулирование» звучит хорошо, но на практике оно всегда приводит к неоднозначным и противоречивым результатам. И оно создало угрозу устойчивому развитию, росту неравенства, социальной несправедливости, сословному и имущественному разделению общества, которое в результате увеличения участия и вмешательства государства в экономике через различные госпрограммы значительно выросло.

На финансовом рынке перед новым главой государства стоят те же задачи – укрепление и дальнейшее развитие рыночных отношений и обеспечение стабильности банковской и платежной системы. К сожалению, главным препятствием этому является сам Национальный банк. Его роль в развитии экономики крайне отрицательна. Это главный нарушитель рыночных отношений, создающий инфляцию. Нацбанк ответственен за девальвации, отсутствие стабильного кредитования, ценообразования и рост социального неравенства и несправедливости. Вообще, именно центральные банки виновны в международных финансовых и торговых дисбалансах, кризисах и росте неокупаемых долгов, которые переносятся на налогоплательщиков.

В финансовой области также необходима полная ликвидация вмешательства регулятора в кредитование и ценообразование, переход к свободному банкингу и твердой товарно обеспеченной национальной валюте.

Банки должны сами нести ответственность за возвратность своих кредитных ресурсов, устойчивость и обеспеченность адекватными резервами.

Необходимо покончить с социальным и экономическим инфантилизмом, разделяющим, раздражающим и дестабилизирующим общество. Банки должны кредитоваться за счет рыночного сберегателя, по ставкам, которые не определяются волюнтаристским решением Нацбанка и его денежно-кредитной политикой, а отражают истинные преференции всего рынка между потреблением и сбережением. В этом случае ценообразование и процентная ставка будут выражать точную информацию о временной стоимости товарных ресурсов, а не трансформировать краткосрочные сбережения в долгосрочные инвестиции.

Елена Тумашова