В первом квартале этого года рынок Еврозоны показал куда более позитивную динамику, нежели прогнозировали эксперты – средний рост ВВП по странам региона составил +0,4% квартал к кварталу. Экономика Германии после двух кварталов без роста ощутимо оживилась (+0,4%), ВВП Нидерландов прибавил 0,5%, и даже Италия, невзирая на неспокойную политическую и экономическую обстановку, вернулась в зону позитивных значений (+0,2%) после полугода рецессии. Французский рынок также показал достаточно позитивную квартальную динамику (+0,3% ВВП), несмотря на то, что некоторые экономисты предупреждали о возможном негативном влиянии протестов «желтых жилетов» на экономику страны.

В тучах, нависших над экономикой Еврозоны, появился просвет, хотя многие экономисты опасались, что регион может вступить в период затяжной экономической стагнации или даже рецессии. Такие опасения далеко не беспочвенны – возьмем для примера Германию, экономика которой – крупнейшая в Европе и выступает своего рода двигателем рынка ЕС. Главными точками опоры немецкой экономики являются промышленное производство и экспортная торговля, однако в текущих условиях такой характер экономики – не преимущество, как это было в прошлом, а скорее недостаток: зависимость доходов от экспорта оборачивается ростом рисков в периоды макроэкономической нестабильности, а она в последнее время только усугубляется.

Во-первых, до сих пор сохраняется неопределенность по вопросу Брекзита. Учитывая, что Великобритания – пятый крупнейший покупатель немецкой продукции, опасения по поводу возможных последствий выхода страны из ЕС вызывают обоснованное беспокойство у немецких производителей и инвесторов.

Торговые войны – еще один постоянный источник рисков для рынка Германии. В частности, автопроизводители страны уже пострадали от конфликта между США и Китаем. Проблема заключается даже не в общем ухудшении глобального делового климата и усилении протекционизма – некоторые немецкие компании работают непосредственно на территории Соединенных Штатов, поэтому невольно оказываются заложниками международных торговых диспутов. Так, например, американское отделение концерна BMW является одним из крупнейших поставщиков автомобилей из США в Китай, поэтому его непосредственно задели импортные тарифы на продукцию американского автопрома, введенные Пекином в ответ на недружественные шаги Вашингтона.

Сохраняется риск, что США введут тарифы на импорт европейских автомобилей и автозапчастей. Для Германии такие меры стали бы особенно болезненными: на автопром приходится 4% от общего числа рабочих мест страны и 4,6% валовой добавленной стоимости.

Как же немецкой (а вместе с ним и европейской) экономике удалось нарастить темпы роста, несмотря на давление целого ряда негативных факторов? Эксперты Coface отмечают, что позитивная динамика – следствие перемещения фокуса со внешних рынков на внутренний, произошедшее как благодаря потребителям, так и благодаря инвесторам. Зарплаты постепенно растут, а ставки по кредитам находятся на рекордно низком уровне, поэтому объемы личного потребления увеличиваются – отдельно стоит отметить высокий спрос на жилую недвижимость. Растут объемы корпоративных инвестиций в строительство и промышленное оборудование: по всей видимости, предприниматели решили не дожидаться лучших времен, а адаптироваться к сложившимся условиям. Аналогичные тенденции наблюдаются и в других странах Еврозоны – например, в Нидерландах.

Стоит, однако, отметить, что позитивные квартальные показатели еще не гарантируют возвращения экономики региона к прежним показателям роста – неясные перспективы Брекзита и торговые войны продолжают оказывать понижательное давление на рынок Еврозоны. Рано или поздно негативные последствия снижения спроса в самых разных отраслях могут перевесить положительное влияние оживленного личного потребления, и тогда темпы экономического роста постепенно упадут. Подводя итог, можно сказать, что первый квартал заложил хорошую основу для дальнейшего экономического роста Еврозоны в этом году. Эксперты Coface ожидают, что по итогам года ВВП Германии вырастет на 0,8%, а Франции – на 1,4%; учитывая, однако, степень текущей рыночной неопределенности, этот прогноз может быть пересмотрен.

Передышка или переломный момент?

 

Источник: finversia.ru