Экономика Казахстана продолжает подтверждать статус одной из самых быстро растущих не только среди стран бывшего СССР, но и во всей Центральной Азии.
На фоне запуска крупнейшего в стране нефтяного месторождения Кашаган, а также бума в добыче урана, по которой Казахстан уже 7 лет держит первое место в мире, ВВП страны растет почти в 6 раз быстрее российского.
По итогам января-мая, согласно государственной статистике, экономика Казахстана прибавила 4% в годовом выражении, тогда как рост российского ВВП, по оценке Минэкономразвития, замедлился до 0,7%.
Если в прошлом году похожие темпы поддерживались ростом цен на сырье, то в этом — на первый план выходит потребление, отмечает Кирилл Маврин из Центра макроэкономических исследований Сбербанка.
Реальные доходы граждан Казахстана за минувший год выросли на 7,9% — больше, чем у россиян за последние 12 лет.
В России, напомним, согласно Росстату, в первом квартале люди обеднели в реальном выражении еще на 2,3%. А за предыдущие 5 лет падение доходов составило 8,3%, «съев» половину от роста уровня жизни, который фиксировался на протяжении 2008-13 гг.
В результате на начало 2019 года реальные доходы россиян на 7,7% превышали уровни 10-летней давности.
Резкий скачок доходов в Казахстане связан с увеличением минимальных зарплат на 52% с 1 января, коснувшимся, по оценкам Минтруда, 1,5 млн человек, указывает Маврин.
Кроме того, с 1 июля вырастут зарплаты у низкооплачиваемых работников бюджетной сферы (+30%) и «низовых» работников исполнительных органов в районах и областях (+25%). Меры затронут около 1 млн казахстанцев.
Помимо добычи нефти, которая в Казахстане выросла на 40% с осени 2016 года, экономику страны поддерживает экспорт урана.
По данным американского Минэнерго, Казахстан является крупнейшим в мире добытчиком уранового сырья, которое после обогащения перерабатывается в топливо для АЭС. По сравнению с 2008 годом производство урана в Казахстане подскочило в 2,7 раза — с 8,5 тысячи тонн до 23,3 тысячи (на 2017 год). Это почти вдвое больше, чем добывает второй крупнейший экспортер — Канада (13,3 тысячи тонн).
Около трети всей добычи урана Казахстан экспортирует в США, причем в 2018 году поставки взлетели вдвое — с 4,76 до 8,69 тысячи тонн. Риском для финансовой стабильности в Казахстане может стать бум потребительского кредитования, рассуждает Маврин: банки наращивают выдачу займов физлицам двузначными темпами (на 19% год к году в апреле).
Впрочем, отмечает эксперт, пока реальные доходы устойчиво растут, возможность пользоваться кредитными продуктами для населения — это «естественный процесс, который соответствуют текущим экономическим условиям и не является перегревом».