По итогам состоявшихся на прошлой неделе в Нур-Султане переговоров подписан протокол с Казахстаном по импорту ГСМ, сообщил зампред Госкомитета промышленности, энергетики и недропользования Жыргалбек Сагынбаев. По его словам, после двухсторонних встреч разногласия преодолены. Подписание соглашение ожидается до середины июля:

— Подписан протокол. Разногласия преодолены. После того как каждая страна проведет свои межведомственные переговоры, правительство примет постановление по подписанию. На этой основе будут подписаны соглашения. Сейчас мы направили свое заявление. В нем мы указываем только объем импорта. Что касается цены, то решает сам бизнес.

Переговоры ведутся на протяжении года, но вопрос до сих пор не решен, говорит исполнительный директор Ассоциации нефтетрейдеров Канат Эшатов. По его прогнозам, реализация соглашения приведет к определенному удешевлению ГСМ:

— Вопрос еще не решен. Мы пока не можем сказать что-то однозначное, пока не будет подписано соглашение. Вначале говорили, что будет подписано в октябре, затем сказали, что в декабре, потом – в феврале. Таким образом прошел год. Как бы там ни было, цена наверняка будет дешевле, потому что дорожные расходы меньше, сравнительно с поставками из России.

Отдельные надеются, что подписание соглашения устранит существующую до этого времени контрабанду. Как отмечает академик Жамин Акималиев, есть те, кто привозит из Казахстана ГСМ контрабанду и продает дешевле на 6-7 сомов, эту проблему надо решать как можно раньше на государственном уровне. Он тоже считает, что цены снизятся, если альтернативно будут поступать ГСМ из Казахстана, а не только из России:

— Если будем импортировать дешеый бензин из Казахстана, то снизится цена на ГСМ. Если не решить на государственном уровне, то будут продолжать завозить контрабандным путем. Можно заключить соглашение до 1 млн тонн. Мы ведь берем такой объем у России. Плюс в том, что будет конкурентность, что повлияет на цену. Возможно, Россия обидится. Но им можно объяснить. Мы обязывались, когда заключали соглашение, что не будем брать у других, однако можно разъяснить ситуацию.

До этого об ущербе бюджету от контрабандного завоза ГСМ говорил лидер партии "Чон Казат" Максат Мамытканов. Он пока воздерживается от мнения, что реализация соглашения устранит контрабанду. Пока не будет установлено, где лежит и кто является источником контрабанды ГСМ, пока не снизится цена на бензин, вопрос контрабанды не будет снят с повестки:

— Официально завозимый бензин не будет дешевым. Почему происходит контрабанда? Это уклонение от налогов, и происходит оно скрыто. Поэтому пока не будет дешевым казахстанский бензин, контрабанда не прекратится. Посмотрим, что будет после реализации соглашения.

По информации, до этого разногласия были по двум пунктам, которые выставляла казахстанская сторона. Казахстан настаивал, чтобы Кыргызстан не экспортировал переработанное сырье и обещал ввести ограничение, если вдруг будут проблемы с сырьем или на нефтеперерабатывающем заводе, или же выйдет правительственное постановление. Кыргызская сторона на это не соглашалась.

 

Источник: maralfm.kg