Для решения ряда вопросов и проблем машиностроения, в Казахстане была утверждена дорожная карта по развитию отрасли на 2019-2024 годы. Документ разработан министерством индустрии и инфраструктурного развития совместно с Союзом машиностроителей Казахстана, передает Kazpravda.kz со ссылкой на пресс-службу МИИР РК.   

Главная цель документа – повышение конкурентоспособности отечественных машиностроительных предприятий, внедрение новых технологий и повышение экспортного потенциала отрасли. Дорожной картой предусмотрен комплексный пакет мер поддержки, включающий в себя меры по обеспечению сырьем отечественных предприятий, повышение доли местного содержания в закупках, совершенствование мер технического регулирования, внедрение механизмов экономического стимулирования.

В настоящее время машиностроение в стране развивается динамичными темпами. Объем производства в отрасли за период январь – апрель 2019 год составил 359,4 млрд тенге, что по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выше на 19,8%. Доля в обрабатывающей промышленности составила 11%, в общей промышленности Казахстана 4%.

Одним из основных пунктов дорожной карты является принятие закона "О промышленной политике". Это позволит проводить централизованную и сбалансированную промышленную политику на всей территории страны, систематизирует и упростит процесс и условия оказания господдержки промышленности. Инвесторы получат дополнительные стимулы для реализации проектов в обрабатывающих отраслях промышленности.

Кроме того, будет создан Фонд развития промышленности Казахстана при МИИР РК. Такие фонды успешно работают в России, Беларуси и странах ОЭСР. Эффективность деятельности фондов обусловлена тем, что общая политика поддержки промышленности сконцентрирована в одной организации, имеется четкий мониторинг и анализ эффективности государственной поддержки.

Также ожидается введение налоговых преференций предприятиям, для модернизации существующих мощностей, а также дальнейшее наращивание экспортного потенциала. 

Большая роль отведена развитию базовых производств, таких как литье, поковка, штамповка. Предполагается запуск литейного производства в ключевых для отрасли регионах Казахстана. В частности, проработка вопроса по созданию 5 базовых предприятий по производству литья, поковок и штамповок для машиностроения с территориальным расположением Север, Юг, Восток, Запад, Центр на базе действующих предприятий и/или через создание новых производств. На сегодня ежегодная общая потребность машиностроителей в металле составляет 2 млн тонн из них литья 200 тыс. тонн. Отечественные машиностроители вынуждены закупать металл в России и Китае.

Сегодняшняя модель финансирования обрабатывающей промышленности через институты развития и банки второго уровня показывает свои неэффективность. Например, главный финансовый оператор обрабатывающей промышленности АО "НУХ "Байтерек" из общего объема финансирования в более чем 2 трлн тенге в 2017 году, лишь 6,6% направил на проекты в обрабатывающей промышленности.

За последние 5 лет увеличилась численность учащихся в организациях технического и профессионального образования. Общая численность принятых в 2018 году на обучение по специальностям для отрасли машиностроения в учебные заведения ТиПО составила 22 тыс. человек, количество обучающихся – 62,8 тыс. человек. В дорожной карте предусматривается проработка вопроса совершенствования системы дуального образования в части установления условий по совместному финансированию затрат при прохождении производственной практики: 70% государство/учебное заведение, 30% работодатель.

 
Источник www.kazpravda.kz