Господство доллара США в транснациональной торговле раздражаетмировые державы.
Однако достойной замены за десятилетия развития так и не появилось. Ближайший конкурент — единая европейская валюта, перспективы которой ежегодно пугают крахами и кризисами. Однако жаждущих примкнуть к европейской финансовой элите по-прежнему много, желающие войти в еврозону даже готовы навлечь на себя угнетающие экономику обязательства и отказаться от «родной» валюты. Судьба главного валютного объединения мира — в материале «Ленты.ру».
Главный претендент на вступление в еврозону в перспективе ближайших нескольких лет — Болгария. Но с недавних пор у нее появился конкурент. В июле заявку на вступление в европейский валютный союз подала Хорватия. Если все пойдет по плану, восточноевропейская страна станет членом еврозоны лишь в 2023 году, спустя 10 лет после вступления в Евросоюз.
Все свои
Еврозона — действующий в рамках Европейского союза валютный союз — в настоящее время объединяет 19 стран. Его история берет начало в 1992 году, когда в нидерландском городе Маастрихт был подписан официальный документ об образовании ЕС. В тексте так называемого Маастрихтского договора, в частности, было зафиксировано определение целей и путей создания Экономического и валютного союза в Западной Европе. С момента подписания договора страны-участницы провозгласили переход к общей экономической и финансовой политике, конечной целью которой должно было стать введение единой валюты.
Спустя семь лет эта цель была достигнута — в 1999 году евро был введен в безналичное обращение, а еще спустя три года появились «общесоюзные» банкноты и монеты. В марте 2002 года прежние национальные валюты стран ЕС, перешедших на евро, официально утратили статус платежного средства. Первыми к еврозоне в 1999 году примкнули 11 государств: Австрия, Бельгия, Германия, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия и Франция. В 2001 году в еврозону вошла Греция, позже — Словения (2007 год), Кипр и Мальта (2008 год), Словакия (2009 год), Эстония (2011 год), Латвия (2014 год) и Литва (2015 год).
Одностороннее введение евро в Черногории — ситуация во многом уникальная. Еще в 1999 году балканская страна отказалась от своей национальной денежной единицы динара, чтобы предотвратить разрушительную инфляцию. В качестве неофициального платежного средства она с разрешения Берлина ввела тогда немецкую марку. После того, как Германия ввела в обращение евро в 2002 году, Черногории ничего не оставалось как также перейти на единую европейскую валюту.
Еврокомиссия (ЕК) и Европейский центральный банк (ЕЦБ) с тех пор неоднократно выражали недовольство самовольным использованием евро балканским государством. Правда, как-то воспрепятствовать этому на деле они все равно не могут. Остается лишь надеяться, что со временем Черногория сможет вступить в Евросоюз, а в перспективе и в еврозону, что в конечном итоге позволит легитимировать статус евро в стране. Считается, что Черногория наряду с Сербией являются фаворитами, которые могут быть «потенциально готовы» к вступлению в ЕС в 2025 году.
Застряли на пороге
Негативная реакция институтов Евросоюза на самодеятельность Черногории в целом понятна. Ведь для официального вхождения в еврозону страна должна соответствовать целому ряду критериев, утвержденных Маастрихтским договором. В частности, уровень дефицита бюджета государства, претендующего на вступление в еврозону, не должен превышать трех процентов ВВП. В идеале бюджет должен быть профицитным или нулевым, госдолг — на уровне не более 60 процентов ВВП, а инфляция — не превышать двух процентов. Между тем даже при полном соответствии всем перечисленным критериям вступление в еврозону — процесс откровенно долгий и муторный.
Яркий тому пример — Болгария, власти которой с 2015 года ведут консультации с правительствами 19 стран еврозоны о введении евро взамен национальной валюты — лева. На сегодняшний день республика отвечает всем номинальным требованиям, однако она остается самой бедной страной Евросоюза. К тому же коррупция и проблемы у ряда болгарских банков явно не способствуют быстрому вступлению в еврозону. И тем не менее страна наконец-то получила шанс.
В 2018 году министры финансов стран еврозоны (Еврогруппа) и представители ЕЦБ поддержали намерение Софии присоединиться к так называемому залу ожидания еврозоны. Теперь Болгария вот-вот должна присоединиться к приемному механизму валютных курсов ERM II и к банковскому союзу еврозоны, что послужит трамплином для последующего введения единой европейской валюты в стране. Правда, для того чтобы ввести евро с момента вступления Болгарии в ERM II, понадобится еще как минимум три года.
Еще одной страной, у которой есть шанс присоединиться к еврозоне в ближайшие годы, стала Хорватия. В начале июля Загреб направил официальное письмо о намерении присоединиться к ERM II, а также взял на себя ряд обязательств, в том числе касающихся борьбы с отмыванием денег, сбора статистики и снижения финансовой и административной нагрузки на бизнес. За выполнением перечисленных пунктов будут пристально следить ЕЦБ и ЕК, а заявка о присоединении к механизму обменных курсов будет одобрена в лучшем случае через год. Таким образом, если все пойдет по плану, Хорватия станет членом еврозоны лишь в 2023 году, спустя 10 лет после вступления в Евросоюз.
Цена ошибки
Европейская дотошность в вопросе принятия новых стран в валютный союз хоть и вызывает раздражение у чиновников, но все же полностью оправдана. Печальный опыт с Грецией, подделавшей статистику ради вступления в еврозону, тому пример. Факт фальсификации недавно подтвердил экс-председатель ЕК Жан-Клод Юнкер. «Это правда, что Греция стала членом зоны евро в 2001 году после фальсификации статистических материалов. По сей день я виню себя в этом», — сказал он и пояснил, что тогда выступал против того, чтобы данные национальных статистических служб проверяли независимые эксперты. По словам Юнкера, теперь у ЕС есть собственное статистическое ведомство Eurostat, которое и занимается соответствующими проверками. «Так что Европа учится на своих ошибках», — подытожил глава ЕК.
И тем не менее Юнкер считает, что выход Греции из еврозоны имел бы гораздо более негативные последствия для всех ее участников. По его словам, валютный союз должен быть «крепче брака», а новых членов перед включением нужно проверять более тщательно, чем это делали раньше. Впрочем, даже скрупулезные проверки не дают гарантии, что, вступив в еврозону, страна будет поддерживать свои экономические показатели на должном уровне. Некоторые члены Европейского валютного союза так или иначе испытывают трудности с соблюдением финансовой дисциплины.
Против правил
Например, осенью 2018 года руководство Италии пошло против указаний ЕК и утвердило повышение дефицита бюджета до 2,4 процента на 2019 год. Ранее стране было рекомендовано снизить показатель, поскольку увеличение разницы между доходами и расходами итальянской казны способствует накоплению огромного госдолга республики (порядка 131 процента ВВП) и ставит под сомнение ее финансовую стабильность. Интересно, что в своих экономических проблемах многие итальянцы винят как раз вступление страны в еврозону — на этом, в том числе, и поднялись популистские партии, коалиция которых сейчас стоит во главе государства.
Деградация итальянской экономики после перехода на евро действительно бросается в глаза. Если до конца 90-х годов Италия была одним из самых динамично развивающихся государств ЕС, то после присоединения к еврозоне суммарный рост ВВП за почти 20 лет оказался равен нулю. Итальянские политики утверждают, что отсутствие собственной валюты мешает правительству и ЦБ страны управлять курсом для поддержки национальной экономики. Поэтому теперь в Италии обсуждают возможность введения параллельной валюты, мини-векселей казначейства, так называемых mini-ВОТ (Buoni Ordinari del Tesoro, что в переводе с итальянского означает «обыкновенные казначейские облигации»).
По задумке mini-BOT не будут составлять конкуренцию евро, но могут приниматься внутри Италии при любых расчетах за товары и услуги, если плательщик и получатель платежа согласны использовать эти бумаги в качестве платежного средства. Тем не менее уже неоднократно высказывались предположения, что таким хитрым образом Италия собирается обеспечить себе плавный выход из еврозоны. ЕК и ЕЦБ уже выступили против введения в Италии параллельной валюты. «Mini-BOT — это либо деньги, либо долговые бумаги. В первом случае это противоречит договоренностям об использовании единой валюты. Во втором нарушает нормы, установленные Евросоюзом для объемов госдолга», — пояснил глава ЕЦБ Марио Драги.
Лучше сами
Италия — не единственный бунтарь. Несмотря на очевидные преимущества членства в еврозоне, недостатков здесь тоже хватает. С одной стороны, валютный союз ЕС обеспечивает общую финансовую стабильность и оказывает помощь своим членам, когда это необходимо. С другой, государства ограничены в самостоятельных монетарных действиях. В итоге приходится либо соблюдать правила игры в ущерб себе, либо нарушать их. Поэтому стремление государств еврозоны к независимой экономической политике в целом понятно.
Например, в октябре 2018 года Испания отказалась следовать жестким требованиям ЕС — вместо сокращения дефицита бюджета и госдолга и. о. премьер-министра страны Педро Санчес одобрил рост социальных расходов. По пути сопротивления общим правилам собирается пойти и Франция — вторая экономика Европы. В надежде на остановку массовых протестов и народного недовольства реформами власти пообещали повысить зарплаты, ослабить налоговую нагрузку и тем самым увеличить расходы государственной казны почти на 10 миллиардов евро.
Кто-то же предпочитает учиться на чужих ошибках. Так, Польша уже много лет откладывает вопрос перехода на евро в долгий ящик. Польское правительство, оглядываясь на опыт соседей, выражает уверенность, что отказ от нацвалюты скорее навредит интересам граждан. По словам премьер-министра страны Матеуша Моравецкого, после вступления Литвы и Словакии в еврозону стоимость продуктов, одежды и бытовых товаров в этих странах выросла, а граждане стали ездить за покупками в соседнюю Польшу. Любопытно, что раньше все было как раз наоборот, и поляки сами отправлялись за покупками в приграничные магазины Литвы и Словакии.
Вместе до конца
Весь 2018 год был беспокойным для европейской экономики. Осознавая наличие проблем, министры финансов стран еврозоны достигли соглашения по реформированию валютного союза в конце прошлого года. С рядом предложений выступили Франция и Германия, в частности по созданию отдельного бюджета еврозоны внутри бюджета ЕС. Также среди планов — преобразование Европейского стабилизационного механизма в Европейский валютный фонд, который станет аналогом МВФ для Европы. Кроме того, запланирована разработка единых банковских правил и учреждение поста министра финансов еврозоны.
Впрочем, фундаментальный недостаток в структуре Евросоюза и его экономического ядра все равно никуда не денется. Тот факт, что каждый участник валютного союза имеет собственный бюджет и суверенный долг, но не контролирует валюту и монетарную политику, остается проблемой. Кроме того, высокая долговая нагрузка является одним из очевидных источников беспокойства. В июле ЕК представила не самый оптимистичный экономический прогноз для еврозоны. Ожидается, что экономический рост замедлится с 1,9 процента в 2018 году до 1,2 процента в текущем. Замедление в основном обусловлено слабым ростом в Германии и Италии.
Эксперты уверены: либо ЕС должен двигаться к более тесной федерации с общим страхованием суверенного долга, либо в конечном итоге весь проект евро окажется под угрозой. Вероятно, как раз путем реформ европейские власти и пытаются сплотить государства валютного союза. Стремление к более тесной интеграции особенно актуально на фоне отделения Великобритании от Евросоюза. И в то же время сценарий выхода из еврозоны отдельных государств в обозримой перспективе маловероятен. Напротив, еврозона пополнится новыми членами уже в течение ближайших двух-пяти лет, а издержки выхода из ЕС для всех сторон оказываются слишком высокими, чтобы делать резкие шаги, и компромисс в конечном итоге становится наиболее выгодной стратегией.