Ситуация в данном контексте имеет отношение и к Казахстану. И для нашей страны сохранение такого положения – это продолжение пребывания в роли колониального сырьевого придатка постсоветских и постсоциалитических государств, расположенных западнее
Англоязычный еженедельник Kyiv Post со ссылкой на газету Financial Times опубликовал статью Настасьи Астрашевской и Генри Фоя под названием «Danish delay threatens Nord Stream 2 progress» — «Дания может затормозить запуск Nord Stream 2».
В ней говорится так: «Россия может не успеть достроить газопровод «Северный поток-2», если Дания не предоставит разрешения на строительство в течение ближайших недель.
«Если в течение следующих нескольких недель мы не получим одобрения от датчан, то не сможем уложиться в срок», — сообщил корреспондентам газеты Financial Times источник, близкий к компании, которая прокладывает трубопровод «Северный поток-2». Второй источник, близкий к этому проекту, заявил, что следующий месяц окажется критическим. «Уже почти август, и такая ситуация вызывает беспокойство, даже, можно сказать, панику», — заметил этот человек.
Предназначение «Северного потока-2» заключается в том, чтобы позволить «Газпрому» перенаправить основную часть следующих через Украину объемов газа на балтийский маршрут.
Запуск газопровода должен был совпасть с наступающим 31 декабря истечением срока действия нынешнего контракта на транзит газа через Украину».
Украинские СМИ дружно распространяют и комментируют информацию о том, что Дания может заблокировать строительство трубопровода «Северный поток-2». Оно, в общем-то, понятно. Украина выступает против этого проекта из-за возможной потери статуса транзитного государства. И вместе с ним – транзитных доходов в размере порядка $2 миллиардов в год. Поэтому то, что официальный Копенгаген все еще не определился с решением по «Северному потоку-2», как бы представляет собой последнюю надежду официального Киева на спасение складывающейся для него самого драматическим образом ситуации с перспективами газоснабжения дальне-зарубежной Европы.
Западные лидеры добиваются от Москвы принятия обязательства по продолжению российской стороной использования проходящего по украинской территории магистрального трубопровода. Имеется в виду то, что-де Украина не должна лишиться статуса транзитного государства и доходов от транзита поставляемого Российской Федерацией в страны Европейского Союза природного газа. Так, канцлер ФРГ Ангела Меркель в недавнем прошлом заявила следующее: «Украина должна оставаться страной-транзитером. Но другие газопроводы, например, «Ямал», идущий через Польшу и Белоруссию, не должны из-за этого быть отключены».
Расшифровывается это так: ни Украина, ни Польша не должна быть лишена доходов от транзита российского природного газа, поставляемого в Западную Европу. То есть Москве, которая прокладывает трубопроводы по дну Черного и Балтийского морей для избавления от посреднического диктата бывших социалистических и советских республик, ныне входящих в состав так называемого «Балтийско-Черноморского союза против России», предлагается теперь уже добровольно сохранять свою зависимость от них в плане поставок ее продукции в ЕС.
Хватит ли у Кремля под руководством Владимира Путина мужества, чтобы настоять на своем. До сих пор Россия давала понять, что твердо намерена отказаться в ближайщем будущем от транзитных услуг на наземных маршрутах постсоветских и постсоциалистических стран, расположенных западнее нее и извлекающих немалые выгоды из своего посредничества между российским экспортером и развитыми рынками Западной Европы?! В принципе, такая стратегическая задача стояла перед Москвой сразу же после распада социалистической системы и Советского Союза, но до сих пор у нее, надо полагать, не хватало желания, сил и возможностей для того, чтобы со всей решительностью взяться за ее реализацию.
Ситуация, описанная выше, имеет отношение и к Казахстану, а также всей Центральной Азии. Правда, у них, в отличие от России, нет никакой возможности реально и самостоятельно добиваться изменения сложившегося положения. Разве что постепенно переключаться на восточное, китайское направление или, образно говоря, пробить дорогу на юг, к Индийскому океану, через Афганистан и Пакистан. Но и такие варианты желанием и силами одних только центрально-азиатских государств не реализуемы. А сохранение такого положения – это продолжение пребывания в роли колониального сырьевого придатка постсоветских и постсоциалитических государств, расположенных западнее.
Источник: zonakz.net