Журналистский запрос inbusiness.kz в акимат Алматы показал, что город не контролирует и не отслеживает средства, которые платятся автовладельцами за парковку на городских улицах.
«Платные парковки – это неизбежное зло... И особых велосипедов тут не изобретешь – мировой опыт показывает, что для решения экологических проблем, проблем перегруженности городских улиц необходимы комплексные меры, – отметил в разговоре с inbusiness.kz председатель Независимого автомобильного союза Эдуард Эдоков. – 100 тенге за час парковки – это сущие копейки для страны, стремящейся в 30 войти...
Америки с Европами прошли через это 30-20 лет назад – настал и наш черед». В общем, путем копирования «западного опыта» активное решение транспортных проблем в Алматы набирает обороты: число парковок с почасовой стоимостью машино-места каждый год увеличивается. До конца этого года парковочных мест тротуарного типа за 100 тенге/час в городе станет больше на 2200. Такая арифметика По статистике, предоставленной акиматом города, за последние 10 лет число автомобилей в Алматы выросло более чем на 20% – по городу разъезжает порядка 800 тысяч автомобилей, и все они где-то паркуются.
Однако в акимате не дали точного ответа на вопрос: сколько парковочных тенге на них зарабатывается? «По состоянию на 1 июля текущего года количество платных парковочных мест составляет 12 086 – это порядка 12% от всего парковочного пространства города. В зонах платных парковок используется 154 стационарных платежных терминала, – говорится в справке акимата «О внедрении автоматизированной системы платных парковок в городе Алматы».
По результатам внедрения автоматизированной системы парковок налоговые выплаты в бюджет выросли в 10 раз (2013-2015 гг. – 75 млн тенге, 2016-2018 гг. – 783 млн тенге)». Между тем с открытыми данными Комитета государственных доходов приблизительно совпадает только цифра по налогам за 2013-2015 годы. Если опираться на данные Комитета, то налоговые выплаты выросли не в 10, а только в 2,7 раза. Путем нехитрых арифметических действий можно подсчитать, что за три года (2016-2018 гг.) компания «Алматы спецтехпаркинг сервис» заплатила налогов на сумму 129,1 млн тенге. ТОО Alanparking, вторая компания, занимающаяся организацией платных парковок, за эти же три года пополнила бюджет города на 76,6 млн тенге. В общей сложности казна получила налогов от парковочной деятельности на сумму 205,8 млн тенге. Откуда акимат взял, что налоги в бюджет парковочных компаний выросли в 10 раз, не очень понятно.
Когда 30 на 70
Если в ТОО есть доля государства, то такие компании называются организациями публичного интереса, и по Закону РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» у них должна быть полная финансовая прозрачность. ТОО «Алматы спецтехпаркинг сервис» на 30% принадлежит государству, а на 70% – ТОО RR2. Такая форма собственности в справке акимата объясняется тем, что «по форме собственности парковочных компаний рассматривался опыт крупных городов. К примеру, в Москве – государственная форма собственности, в Таллине, Праге, Мадриде – смешанная форма, а в Риге и Минске – частная форма».
К слову, и эта информация акимата весьма спорна. В Минске организацией платных парковок занимается государственное учреждение «Парковки столицы». Большинство парковок, расположенных вдоль тротуаров центральных улиц Риги, обслуживает муниципальное предприятие Rīgas satiksme. В столице Эстонии предусмотрено две зоны – государственная (городская) парковка и частная. Это не смешанная форма. Это разные компании, и стоимость частных парковок в Таллине дешевле, и их чаще используют для посуточной стоянки транспортного средства. Тем не менее, опираясь на зарубежный опыт, в Алматы была выбрана смешанная модель – 30% на 70%, а это значит, что ТОО «Алматы спецтехпаркинг сервис» обязано публиковать финансовую отчетность на сайте депозитария.
И компания, в общем-то, публиковала свою финансовую отчетность до 2017 года, а затем просто перестала. Более того, отвечая на запрос журналиста inbusiness.kz, в ТОО «Алматы спецтехпаркинг сервис» написали: «Что касается доходной части нашей Компании за период деятельности по администрированию платных парковок тротуарного типа, то такая информация относится к категории коммерческой тайны, соответственно, мы оставляем за собой право отвечать или не отвечать на подобные вопросы».
А где же прозрачность?
Когда власти города только начали говорить о необходимости цивилизованных платных парковок вместо стихийных, то главным аргументом было «отсутствие прозрачности».
В справке акимата об этом говорится следующее:
«…Прозрачность сферы не была обеспечена. Так, проверкой прокуратуры в 2015 году выявлены многочисленные факты хищения средств, поступивших от уплаты за парковку, теневого сбора средств, по итогам заведены уголовные дела в отношении работников госпредприятий. По данным мониторинга независимых экспертов, порядка 90% оборота средств уходило в тень – не поступало в бюджет. К 2015 году заработная плата работников официально составляла 20-25 тыс. тенге (2011-2014 годы – 10-15 тыс. тенге), тогда как неформальный заработок достигал порядка 80 тыс. тенге». Далее в информационной справке сообщается, что первым этапом развития парковочного пространства Алматы была инвентаризация, которая показала, что данные Управления природных ресурсов и регулирования природопользования и Генплана ни по числу парковочных мест, ни по числу автомобилей не совпадали.
Парковщики, которые работали на стихийных парковках «Алматы паркинга» и брали наличными 50-100 тенге, выполняли план – это 3-4 тыс. в день которые должны были отдать, а все, что сверху, брали себе. В случае с цивилизованными парковками каждый паркующийся обязан заплатить 100 тг/час, но не парковщику в руки, а аппарату. Работа парковщика же заключается в том, чтобы помочь припарковаться и выехать, показать, как пользоваться оборудованием, сфотографировать номер авто и засечь время стоянки. За это они состоят в штате, имеют право на отпуск и больничный и им делают пенсионные отчисления. В справке акимата говорится: «В сравнении с 2015 годом выросло количество рабочих мест в 1,5 раза (создано 111 рабочих мест), в пять раз увеличилась официальная заработная плата (с 25 тыс. до 130 тыс. тенге)».
Официальное трудоустройство парковщиков, спору нет, достижение, вот только прозрачности в финансовых потоках парковочных тенге так и не стало. Вполне вероятно, что в планах у акимата сделать компанию частной на 100%, тем более что в справке акимата говорится: «По аналогичной модели успешно реализован проект по внедрению единой системы диспетчеризации и электронной системы билетирования «Онай!» в Алматы (70% – транспортный холдинг, 30% – акимат; на сегодня 100% приватизировано), внедрению интеллектуальной системы видеоконтроля «Сергек» в Астане (100% частное ТОО Open Technologies Group)». Если компания станет на 100% частной, то о коммерческой тайне денег, заработанных на городском асфальте, говорить смогут на вполне законном основании.
И про штрафы
По данным акимата, за 2016-2018 годы было выдано предписаний на штрафы за неуплату парковки на общую сумму 522 млн тенге. Сколько из них взыскано в бюджет города, неизвестно. Каждый взысканный штраф поступает в бюджет 100%. Более точные данные предоставили в ДВД Алматы. Так, по ч. 4-1 и ч. 4-2 статьи 597 КоАП РК (за уклонение от оплаты парковки в местах, оборудованных специальными сертифицированными устройствами) в 2019 году: оштрафовано 99 280 нарушителей на 660,4 млн тенге; из них оплатили свой штраф только 33 505 человек (34%) на 180,8 млн тенге; в 2018 году: оштрафовано 36 493 нарушителя на 225,3 млн тенге; из них оплатили свой штраф 24 027 человек на сумму 135,4 млн тенге.
Источник inbusiness.kz