Несколько лет назад Денис Тен организовал на свободном загородном участке земли в Алматинской области экоферму. Со временем место превратилось в настоящий центр зеленых технологий. Тут и крестьянское хозяйство EcoFermer, и возобновляемые источники энергии, и экостроительство. На своей ферме Денис использует такие технологии, как гидропоника, аквапоника (выращивание форели), вермиферма (по разведению червей), улиточная ферма, кролиководство по ямной технологии, автоматизированная перепелиная ферма, технология сборки купольных конструкций, утепления зданий соломенными блоками и технической коноплей, использование солнечной энергии, биогазовые установки для утилизации всех органических отходов крестьянского хозяйства EcoFermer, купольные теплицы с автоматизированным капельным поливом. Но помимо всего этого в 2016 году фермер создал образовательный центр EcoFermer. Сейчас бизнесмен намерен обучить тысячи женщин в Алматинской области утилизировать органические отходы и получать на этом прибыль. Подробнее о том, как это работает и какой доход может принести, Денис Тен рассказал в интервью корреспонденту «Капитал.kz».
– Денис, расскажите, в чем заключается суть обучения?
– В этом году я нашел программу малых грантов Глобального экологического фонда в Казахстане. Эта организация выделила мне $30 тыс. на два года. Я написал проект, и сейчас при поддержке местных акиматов объеду все алматинские районы, где буду учить местных женщин своей методике утилизации органических отходов и получения из них удобрений. Этот проект идеально подпадает под государственную программу грантового финансирования многодетных матерей на селе, которых необходимо обучать зеленым технологиям. Также расскажу, как можно на этом заработать.
Акцент я делаю на многодетных семьях и семьях с большим хозяйством. Дети всегда могут помочь матери в этом начинании, а большое хозяйство даст необходимое количество органических отходов. Если многодетные матери получат государственный грант на разведение животных, то они, как и все, столкнутся с утилизацией органических отходов, после нашего обучения они смогут еще на этом зарабатывать неплохие деньги, переводя отходы в самое лучшее в природе органическое удобрение – биогумус.
Полученный биогумус женщины могут продать мне, и дальше я из него буду производить концентрированное жидкое удобрение. Сейчас на своей ферме я наращиваю производственные обороты по жидкому удобрению, поэтому мне это тоже выгодно. Собственной фермы по утилизации отходов мне недостаточно. Чтобы прийти к запланированным производственным объемам, необходимо дополнительное сырье. С помощью проекта мы будем производить около 10 тыс. тонн жидкого удобрения в месяц, а в будущем планируем это же количество производить в день. Таким образом, я не только помогаю заработать женщинам, но и увеличиваю собственный объем продаж.
– Есть ли уже желающие обучиться?
– Да, желающих с каждым годом все больше и больше. Я планирую первый этап обучения провести в Алматинской области, а дальше растиражировать обучение по Казахстану. На данный момент много органических отходов просто выбрасывается на мусорные полигоны. Это очень негативно воздействуют на экологию. Обычная ферма в среднем выделяет в атмосферу порядка 50 тыс. тонн СО2 в месяц. Также она заражает землю, потому что агрессивная среда, которая выходит из свежего помета, уничтожает плодородный слой земли. И года два-три на этой земле может вообще ничего не расти. Мы же, наоборот, боремся с деградацией земель. Это также позволит улучшить экологию (уменьшит выбросы парниковых газов), на рынке появится множество органических удобрений и, соответственно, больше органических продуктов питания появится на наших столах. Но государство не особо применяет эти технологии, и для меня остается непонятным, почему оно до сих пор субсидирует производство химических удобрений, которые засоряют нашу землю, и не поддерживает использование органических удобрений. Хотя в правительстве уже третий год рассматривается законопроект о субсидировании производства органических удобрений, пока существенных сдвигов нет.
– После того, как пройдет обучение и будет получен готовый продукт, смогут ли предпринимательницы его продавать кому-нибудь еще, кроме вас?
– С каждой обучающейся я буду заключать договор, но он ни к чему не обязывает. Они сами смогут распоряжаться, куда реализовывать готовое удобрение. Договор будет служить для них гарантией, что всегда будет покупатель биогумуса в моем лице.
То, что будут производить предпринимательницы, – это твердая фракция, биогумус, который больше похож на чай. Его хорошо перемешивать с землей. Дальше он перерабатывается в жидкую фракцию. В таком виде удобрение удобнее перевозить и применять в хозяйстве.
– Сколько стоит биогумус? Как много смогут на этом заработать обучившиеся?
– Цены в Казахстане плавающие, от 50 до 200 тенге за килограмм. Цена также зависит от региона и количества отходов, получаемых от семьи. Если это просто дом без животных, то из 200 кг отходов они получат 100 кг биогумуса. Половину из этого они могут использовать для своего участка, половину – продать. Даже если 100 кг они продадут по 50 тенге, то будет 5 тыс. тенге. Я ориентируюсь на тех, у кого хотя бы по 5-6 коров в подворье. И если они продадут 5 тонн гумуса по 50 тенге, то получат 250 тыс. тенге прибыли. Раньше семья эти отходы выкидывала и платила за то, чтобы их вывезли. А сейчас сможет заработать на них. Я знаю фермеров, которые специально для этого увеличивают поголовье скота.
– Сколько стоят жидкие удобрения, которые производите вы?
– Можно сказать, что сейчас на местном рынке в основном преобладают российские и украинские удобрения. Казахстанского практически нет. Например, бутылка 0,5 у конкурентов стоит в среднем 500 тенге, у нас – 300 тенге, с учетом наценок магазина – 340-370 тенге.
– А где продаете готовый продукт?
– Мы сейчас четко идем по программе импортозамещения. Наши удобрения продаются в более 25 магазинах, также оптово закупают тепличники, фермеры, выращивающие сою, кукурузу, ячмень, пшеницу и т.д. Но это продукт сезонный. Особый спрос на него весной и осенью. Сегодня я отправляю часть удобрений в Талдыкорган, в институт растениеводства и почвоведения для обработки сахарной свеклы. Пока мы работаем над маркетинговой частью.
У нас есть разнообразная линейка, которую мы планируем расширять. Пока она более универсальная, подходит и для плодово-ягодных, и для зерновых культур, и для комнатных растений.
– Откуда появилась технология переработки гумуса в жидкое удобрение?
– Сначала я обучался в Америке несколько лет по переработке органики, далее учился у российского ученого Титова И.Н., и сейчас я соединил воедино все полученные знания. Можно сказать, то, что я сейчас продаю, – это плод моих экспериментов. И очень радует, что в конечном итоге у людей получается отличный экологически чистый результат от использования моих удобрений.
Данная работа реализуется в рамках проекта «Продвижение вопросов органического сельского хозяйства на местном уровне путем обучения местных сообществ методам производства органических удобрений как метода восстановления почв и повышения урожайности выращиваемых культур (Чистый Казахстан – здоровая земля – полезные продукты)» общественным объединением «Инкубатор проектов устойчивого развития» и финансируется через программу малых грантов ГЭФ ПРООН.