Зампредправления AIX Сэм Уон дал интервью «Курсиву»
Проект по созданию новых трансконтинентальных транспортных маршрутов «Пояс и Путь» реализуется с 2013 года. Казахстан занимает одно из ключевых мест в этом проекте: через его территорию проходят два важнейших транспортных коридора.
Содействие в создании этих коридоров, усиление транзитного потенциала Казахстана и привлечение инвестиций в национальную экономику – одни из задач созданной год назад Astana International Exchange (AIX) – биржи, основным акционером которой является МФЦА.
Как связаны между собой «Пояс и путь» и AIX, какие направления инвестиций в казахстанскую экономику интересны для инвесторов из КНР и когда первые инвестиции поступят в Казахстан через площадку AIX – обо всем этом в интервью «Курсиву» рассказал зампредправления AIX Сэм Уон.
– Господин Уон, до Нур-Султана вы работали заместителем главы департамента развития глобального бизнеса Шанхайской фондовой биржи. Расскажите, пожалуйста, в чем выражаются ее интересы как акционера AIX?
– Действительно, Шанхайская фондовая биржа является одним из акционеров AIX и стратегическим партнером АО «Администрация МФЦА». Два года назад мы подписали соответствующее соглашение и полтора года назад меня попросили переехать в Нур-Султан, чтобы помочь наработать связи между китайским фондовым рынком и AIX. Международный финансовый центр «Астана» призван стать глобальным центром капитала для Казахстана, своего рода воротами для входа международных инвесторов на развивающийся казахстанский и региональный фондовый рынок. Сейчас ведутся работы по созданию на территории МФЦА клирингового центра, наличие которого будет благоприятствовать работе казахстанских компаний, которые либо экспортируют в Китай, либо импортируют из него. Речь идет о тех казахстанских компаниях, которые сотрудничают с китайскими партнерами и инвесторами.
К тому же многие инвесторы рассматривают МФЦА как удобную площадку для взаимодействия с другими игроками благодаря действующей здесь юрисдикции, основанной на английском общем праве.
Одна из задач AIX – проработать финансовые решения, которые в рамках программы «Пояс и Путь» будут применимы в Казахстане и помогут Казахстану стать региональным лидером в реализации этого проекта. «Пояс и Путь» – весьма капиталоемкий проект, поэтому наша работа заключается в разработке и обеспечении возможных финансовых решений для данной инициативы.
– То есть, пока у вас идет стратегический этап работы: вы определяетесь с механизмами, моделями, а практическая работа по привлечению на рынок РК китайских инвесторов или, наоборот, выходу наших инвесторов в Китай еще не начата?
– AIX была запущена год назад. На самом деле это короткий срок для такого проекта, как фондовая биржа. Однако мы уже провели ряд переговоров с брокерами, в том числе китайскими, о привлечении ликвидности в местный рынок. Сейчас мы разрабатываем бизнес-модель.
Рынок капитала довольно сложен, как с точки зрения его устройства, так и работы с ним. Невозможно просто сказать инвесторам вкладывать деньги в местный рынок. Для этого должна быть создана соответствующая экосистема. Мы уже подписали несколько меморандумов о взаимопонимании с такими ключевыми для нас партнерами, как PricewaterhouseCoopers Kazakhstan, Китайской ассоциацией зарубежного развития, с крупнейшими китайским инвестбанком CITIC Securities, а также с юридической фирмой Deheng Law Offices и крупным рейтинговым агентством из КНР China Chengxin International Credit Rating Co.
Конечно, меморандумы – это только первый шаг. Следующий шаг — это разработка детальных совместных проектов.
– Какова конкретная цель: листинг китайских компаний на казахстанской площадке, приобретение китайскими инвесторами на AIX казахстанских бумаг?
- И то, и другое. На рынках капитала всегда важны два компонента. Первое – это эмитенты, второе – инвесторы. Мы хотим, чтобы крупные компании приходили сюда, и китайские – и не только китайские – инвесторы покупали их бумаги.
Мы хотим предоставлять возможности для создания совместных предприятий между китайскими и казахстанскими компаниями, чтобы побудить крупный бизнес размещать свои бумаги здесь и вкладывать сюда деньги. Как я говорил, мы привлекли уже двух крупных брокеров из Китая, сейчас ведем переговоры с другими брокерами. Первые два стали торговыми членами, и через них китайские инвесторы могут торговать на AIX. Кроме того, один из них – China International Capital Corporation – является маркетмейкером для глобальных депозитарных расписок «Казатомпрома».
– Но реальных сделок с участием китайских инвесторов еще не было?
– Пока не было. Как мы уже говорили, AIX – достаточно молодая организация. Мы запустили её в прошлом году, и требуется определенное время, чтобы инвесторы узнали про новую площадку, пришли сюда. Пока мы на этапе изучения.
Мы все наблюдаем повышающийся интерес со стороны китайских инвесторов, и стоит особенно отметить недавнее подписание соглашения с CITIC Securities – крупнейшим брокером и инвестбанком в Китае. Мы уверены, что круг наших партнеров будет расширен и ликвидность со стороны китайских инвесторов будет обеспечена. Я не могу давать точных прогнозов, поскольку не могу говорить от лица инвесторов, но я очень рассчитываю, что первые сделки на AIX с юанем мы сможем увидеть уже в этом году.
– Считается, что основная масса инвестиций в рамках проекта «Пояс и путь» будет осуществляться либо из государственных, либо из квазигосударственных источников. В таком случае, от чего зависит, когда начнутся сделки, – от экономических факторов или политической воли?
– Вначале идея действительно заключалась в финансировании из государственных или квазигосударственных источников, но впоследствии видение по проекту сильно изменилось. Сегодня «Пояс и путь» – это проект, в рамках которого частные структуры работают совместно с государством и с другими частными компаниями, при этом частные инвестиции являются одним из ключевых источников инвестиций.
– Китай достаточно давно присутствует в нефтедобывающей промышленности Казахстана, инвестировал в инфраструктурные проекты. Проводили ли вы какую-то оценку, какие отрасли могут быть наиболее интересными для китайских инвесторов, помимо нефти и транспорта?
– Помимо названных вами секторов, Китай заинтересован и в других отраслях промышленности. В частности, конечно же, в сельском хозяйстве. В связи с ростом среднего класса в Китае сейчас идет большое увеличение спроса на сельскохозяйственную продукцию, в том числе из Казахстана – ваши продукты считаются натуральными, к ним есть большой интерес.
Второе направление – цифровая сфера. Мы видим, что последние несколько лет идет возрастающий спрос на цифровые технологии. Китай является одним из мировых лидеров в сфере онлайн-платежей, интернет-технологий. В этом аспекте растущий казахстанский рынок очень интересен для китайских инвесторов.
Мы видим большой потенциал в казахстанской обрабатывающей промышленности –в том смысле, что китайские предприятия могут закупать продукцию казахстанских компаний, создавая новые цепочки с большей добавочной стоимостью для всех участников процесса.
В целом наращивание производства и увеличение экспорта позволит повысить инвестиционную привлекательность Казахстана.