Перед любым человеком из цивилизованного общества всегда стоит дилемма: как добраться из точки «А» в точку «Б» быстро и комфортно. В Алматы этот вопрос можно поставить и конкретнее - «Онай», такси или своя машина. Журналист prodengi.kz все сравнил и посчитал.

 

Похожее изображение

Карта общественного транспорта «Онай»

Надо сразу отметить, что средство электронной оплаты «Онай» было запущено 1 октября 2015 года - возможность оплаты проезда в общественном транспорте в рамках проекта «Автоматизированная система учета и оплаты проезда в общественном транспорте г. Алматы» (АСУОП).

На сегодняшний день выпущено 1,7 млн карт, система ежедневно обслуживает около 1 млн платежей в общественном транспорте. Свыше 98% из этих транзакций осуществляются с помощью транспортных карт. Начавшее работу в сентябре 2017 года мобильное приложение «Онай» насчитывает около 105 тыс. пользователей.

И такому быстрому росту системы электронной оплаты есть очевидная причина. Так как наличными нужно платить 150 тенге, через «Онай» - 80 тенге, а школьники и студенты - вообще 40 тенге. Разумеется, многие горожане, и не только они, хотя бы один раз задумывались о заказе карты. Кратная оплата за поездку на общественном транспорте существенно экономит личный бюджет.

«Так, стало недоброй традицией, когда многие студенты после окончания учебы либо «теряют» свой студенческий билет, либо придумывают любые иные причины, чтобы его не сдавать. Понятно, почему. Можно в течение долгого времени пользоваться льготным проездом по «Онай», - прокомментировала замдекана одного из алматинских вузов.

Но есть и те, которые «Онай» не пользуются.

«Я вот, честно говоря, не в теме. Уже давно не езжу на автобусах, предпочитаю такси или метро. Но «Онай» хуже тем, что он хоть и безналичный, но деньги туда надо закидывать. И обычно налом», - рассказывает Алина Ведянова (по ее просьбе имя и фамилия изменены).

Похожее изображение

А сама виртуальная система, продолжила она, глючная.

«Много раз слышала: то деньги не докидываются, то с баланса пропадают. Можно не уследить. В этом смысле нал надежнее. Опять же, карточку можно забыть. А без денег обычно на улицу да по делам не выходят», - заметила Алина.

Но сторонников «Онай» сегодня подавляющее большинство.

«Что бы ни говорили про глючность системы (а она время от времени на самом деле глючит), но за электронной оплатой - будущее. Когда был по работе в Японии, видел, как местные кооперируются в группы. Зачем они это делают? Оказывается, чем больше человек покупает билет на скоростной поезд «Синкансен», тем больше скидка. Надеюсь, со временем и в Казахстане системы типа «Онай» станут популярнее, и они также введут скидки для групп», - надеется житель Алматы по имени Усен.

Такси

Что же касается такси, то и здесь мнения разделились. Так, например, продвинутой части населения, к которой можно отнести и Ведянову, «Яндекс. Такси», да и любая служба, у которой есть мобильное приложение, - всегда и намнооого лучше, чем колл-центр обычного таксопарка и СМС-услуги по клиентскому сопровождению. Второе, увы, 20-й век, а не 21-й.

Те, кто дружит со смартфонами и мобильными технологиями, подчеркнула Алина, очень быстро понимают и чувствуют разницу в сервисе.

«Во-первых, по мобильному приложению клиент видит, где водитель и чем он занимается, в смысле, движется куда надо или наоборот.

Во-вторых, клиент может сразу дозвониться до водителя, минуя автоответчики колл-центра или промежуточное звено - оператора, который позвонит водителю, а потом перезвонит клиенту. Или проделает то же самое, но в обратной последовательности.

В-третьих, привязка к карте как возможность безналичного расчета. Ничего не нужно иметь с собой, когда вызываешь такси, кроме мобильного телефона.

В-четвертых, масса каких-то чисто сервисных бонусов, вроде комфортности машины или истории поездок, либо чисто моральных, вроде поставить оценку, похвалить/поругать, посмотреть, где пробки, запоминание и быстрая подстановка частых адресов, расчет поездок по нескольким адресам.

Полная свобода выбора, действий, экономия времени и нервов (не надо ждать ответа оператора и сам отменяешь поездку, если видишь, что машина далеко и «пробки»)», - добавила Ведянова.

Но немало и тех, кто плохо соображает в технологиях и старается по старинке выходить на обочину дороги и «голосовать».

«Ловить такси на обочинах дорог и проще, и спокойнее для меня лично. Может из-за того, что за 45 лет своей жизни ни разу не встречал неадекватного таксиста. Но мой опыт - это только мой опыт. Сейчас такое время, что может случиться все, что угодно», - делится своим мнением мужчина средних лет, который представился Ержаном.

Но есть и те, кто принципиально не пользуется услугами такси. Тем более, с недавних пор на самых основных автодорогах Алматы появились выделенные полосы для автобусов.

«Сегодня зачастую из одной точки города в другой быстрее добраться автобусом. И дешевле, и быстрее», - заметила жительница южной столицы, представившаяся как Арай.

Своя машина

Вот если человек говорит, что никогда не думал о собственной машине, значит, вы встретили того самого редкого индивида, который не желает личного комфорта.
Алина как раз из тех самых.

«Я женщина, обремененная кучей забот: начиная с работы в офисе (авто для разъездов по торговым точкам или куда еще мне нужно), хлопот по дому и заканчивая обхаживанием кота. Мне еще тока не хватало грузиться заправками, ремонтами, штрафами, мойками и парковками», - возмущается Ведянова.


С другой стороны, добавила она, конечно, «удобно запрыгнуть в тачку, поехать в гипермаркет или на базар и погрузить в багажник необходимое на целый месяц».

«Но учитывая расходы нервов, времени и денег на перечисленное выше, не хочется даже хоть раз попробовать», - категорична Алина.

«Абсолютно уверена, - продолжила она, - что женщине моего возраста и социального статуса (нет детей таких, чтоб их таскать в школу/из школы/на секцию/кружок; дорога обычно одна и та же - утром на работу, вечером - с нее; крайне редкие вылазки на природу за город и то под давлением друзей на машинах) любое даже ежедневное использование во всех поездках (раз в три-четыре дня магазин, раз в неделю на поминки или юбилей, раз в месяц - врач, раз в полгода - химчистка) - такси обойдется в денежном эквиваленте дешевле месячного полного содержания собственной машины», - посчитала Ведянова.

Ну, и напоследок свое собственное мнение. Я не могу понять жителей Алматы (сам живу в районе Талгара), которые покупают личный автомобиль, ездят на заправки (а они уж точно не на каждом шагу), заводят, греют и едут на работу и с работы. Так как половина города в часы-пик (как раз приходятся на время, когда едешь на работу и возвращаешься) стоит в «пробках», удовольствие ехать в собственном автомобиле - весьма сомнительное.

Картинки по запросу картинки  машина

Так что принимая то, в какую сторону развивается транспортная инфраструктура Алматы, «Онай» и такси с мобильными приложениями будут все в большей степени востребованными, а собственная машина постепенно, но верно, будет терять свою актуальность. Но все это пока лишь предположения...

6757

За расчет мы взяли маршрут «туда-обратно» на протяжении семи дней в неделю, четыре недели в месяц. При этом стоимость проезда «Онай» в одну сторону - 80 тенге, личного автомобиля - при ежедневных тратах на бензин около 800 тенге, ежеквартальных трат на машинное масло - 16 тыс. тенге; траты на такси в одну сторону в среднем 700 тенге.

Источник prodengi.kz