Ассоциация казахстанского бизнеса и экономисты обеспокоены новыми требованиями налогового режима, которые могут ухудшить и без того неблагополучную ситуацию в сфере микробизнеса, что может негативно сказаться на казахстанской экономике, в целом. Они обратились с письмом к президенту страны Касым-Жомарту Токаеву.

Похожее изображение

Как считает директор форсайт-агентства Eximar, основатель Школы Halyk Ukimet Mektebi Айман Турысхан, Нацбанк держит завышенную базовую ставку - 9,25%.

«У монетарной политики должен быть один показатель. Это, как правило, контроль ставки инфляции, либо контроль рабочих мест, либо контроль национальной валюты. Наше правительство заявляет, что собирается сдерживать инфляцию в заданном пороге 5% в год, и при этом ограничивает потребление через завышение стоимости заемных денег. Чрезмерно завышенная базовая ставка 9,25% противоречит политике МВФ по работе с инфляционным таргетированием. На рынок поступает финансирование по ставке 16% и выше. Для микробизнеса она достигает 24-36%. Максимальная ставка по законодательству - 56%. Это безумие, даже ломбарды такого не делают», - поясняет Турысхан.

По ее словам, если взять структуру ценообразования для любого вида сервиса и производства, то очевидно, чем выше стоимость заемных денег, тем выше цена продукции.

Налоговая пенка мультипликативно надбавляется сверху. В итоге, мультипликатор срабатывает так, что, борясь с инфляцией, наш Нацбанк провоцирует ее увеличение до 24% в год, подчеркивает экономист.

В то время как в других странах банки поступают наоборот. Если надо стимулировать экономику - увеличить количество рабочих мест, обеспечить благосостояние и платежеспособность, поддержать на потребительском уровне рынок - они удешевляют деньги. Сингапур, Малайзия и Япония в минусовой ставке. Европа дошла до нуля. Этим они обеспечивают функционирование денежно-кредитной системы как способа развития производства.

«Вы - предприниматель, пришли взять кредит, и вам банк предлагает его минимум под 16% в год. Вы подаете заявку и проходите все круги ада, чтобы добиться этой преференции. Но по ней 9,25% дают не вам как предпринимателю, а банкам.
Я проводила аналитику. В агросекторе из 160 млрд тенге, выделяемых в год на поддержку сельского хозяйства, 47% уходит на финансирование процентной ставки. Их получают всего три банка Halyk Bank, ForteBank и Банк ЦентрКредит.

Поэтому подобного рода инициативы отношения к микроэкономике, аналитике ценообразования и реальному тарифному образованию не имеют. Они работают на карман банковских олигополий и носят коррумпированный характер», - резюмирует Турысхан.

Кто будет платить за новые кассовые аппараты?

Между тем со следующего года разрабатываются трехкомпонентная система, включающая учет товаров кассовый аппарат и пост-терминал.

«Сейчас разрабатываются приложения, которые пока не готовы. Через год будет внедряться еще что-то более современное. В министерстве финансов пока обсуждают трехкомпонентную систему. Но пока не разработаны правила общего пользования, ее создание стопорится. В ней нужно учитывать товары. Но все предприниматели так или иначе учитывают свои товары. Вторая компонента - кассовый аппарат с передачей данных, который будет выбивать чеки по наличным и карточным платежам. Третья - пост-терминал для оплаты электронной карточкой. Сейчас пост-терминалы платные и стоят около 50 тыс. тенге. Налогоплательщик обязан их купить. Эти системы будут помогать вести учет и отчитываться перед государством. Вопрос в том, сколько будет стоить эта система? И будет ли она сдаваться аренду? Все помнят, когда начали продавать кассовые аппараты, цена за них достигала 60 тыс. тенге. Как ценообразование будет происходить по трехкомпонентной системе? Поможет ли государство внедрить ее бесплатно?», - задается вопросами основатель группы компаний «Учёт» Максим Барышев.

Кто работал по патенту?

«Опрос предпринимателей прямых продаж (по Казахстану были опрошены порядка 2,5 тыс. человек) выявил, что 82% предпринимателей зарабатывают в прямых продажах менее 50 тыс. тенге, при этом для 16% - доход, полученный от совместительства в нашей индустрии составляет более 50% их семейного бюджета. Можно делать выводы о реальных доходах казахстанцев», - отметила исполнительный директор ОЮЛ «Ассоциация прямых продаж Казахстана» Анастасия Калашникова.

Председатель правления ОЮЛ и ИП «Союз независимого АвтоБизнеса Казахстана» Берик Заиров рассказывает, что максимальный доход от патента - 8 млн 900 тыс. тенге в год. Это примерно 740 тыс. тенге в месяц. Но это только выручка, то есть все поступления денежных средств за товар, в том числе и себестоимость самого товара. Если взять наценку 30%, то в среднем предприниматель заработает 170 тыс. тенге в месяц. Отнимаем аренду, платы за кассовый аппарат, пост-терминал, 3% комиссию банка за карточные переводы, плату бухгалтеру, платы банку за осуществление налоговых платежей и в фонды.
«При патенте оплачивали один раз бухгалтеру, который все один раз рассчитал и оплатил налог, сдал патент и все. Теперь нужно будет ежемесячно оплачивать пенсионные, социальные отчисления и раз в полгода сдавать довольно сложную для неподготовленного пользователя налоговую отчетность. Еще надо сверяться с кассовым аппаратом - если возникли проблемы, то разбираться с сервисной компанией по обслуживанию кассового аппарата», - сетует на сложности новой системы Заиров.

«Если мы посмотрим на структуру занятости населения, то увидим, что 16% - составляет торговый сектор. Но в данном случае он учитывается как разница между приобретенным товаром и его продажами. Если говорить о малом секторе торговли - у нас низкая степень проникновения ритейла, то есть торговых сетей. Практически 45% всего торгового розничного оборота - это микробизнес. Если помножить на обороты от торговли, то уже при 2% станет понятно, что это фактически 50% всех налоговых поступлений в бюджет от юридических лиц. Масштабы дикие и никак не адекватны тому уровню рентабельности, который есть у микробизнеса. В этом и ключевая разница. Бизнес всегда оплачивает налоги от чистой прибыли, а вот население и микробизнес в виде индивидуальных предпринимателей - от оборота. И, когда вы пересчитываете стоимость с точки зрения рентабельности, то видите, что налоговое бремя на физических лиц составляет 32%, а на микробизнес может достигать 60% от чистой прибыли», - подчеркивает Турысхан.

Таким образом, введение нового налогового режима и правил торговли может привести к тому, что:

- Предприниматель в сфере торговли, коих 16% от всего занятого населения, более не сможет использовать патент. Это приведет к существенному увеличению стоимости ведения учета для него. Все средства, полученные от послабления для малого бизнеса, он потратит в пользу коммерческих организаций на организацию и ведение налогового учета. Более того, он находится в самых невыгодных экономических условиях из-за налогообложения с оборота, а не с чистой прибыли. Согласно цифрам экспертов, если предположить, что предприниматель делает наценку на товар только 30%, то 3% налогообложения его оборота превращаются в 10% налогообложения его валовой прибыли, а с учетом расходов по организации деятельности во все 20-30%;

- С 2020 года всем предпринимателям необходимо будет поставить кассовые аппараты и нести расходы на их содержание. При этом никто не задается вопросом, зачем нужен этот контроль;

- Уже сейчас разрабатываются новые трехкомпонентные системы, включающие в себя кассовый аппарат, POS-терминал и систему учета товара. Это будет значить, что сегодня предприниматели купят 1 января 2021 года простые аппараты с функцией передачи данных, а завтра их заставят поменять на трехкомпонентную систему. Что будет послезавтра остается только догадываться.

Источник prodengi.kz