О возможных колебаниях курса мы спросили экономистов Айдархана Кусаинова и Армана Байганова.
370 не будет
Экономист Арман Байганов заверил:
– В Багдаде будет все спокойно. — И пояснил: – Видите, какая политическая обстановка? Нефть сегодня снова выросла. Иран за выходные принял решение выйти из ядерного соглашения, это анонсировал парламент страны. Произошло это после убийства иранского генерала Касема Сулеймани. Иран не хочет исполнять соглашение о сокращении ядерного вооружения. Это первое.
Второй политический фактор – иракский парламент анонсировал, что американские войска полностью вышли из Ирака. Этот момент сейчас тоже создает напряженность. Нефть растет, золото выросло.
Это не означает, что тенге укрепится, 370 не будет. До конца этого месяца, я предполагаю, наша валюта будет колебаться в радиусе 380-390. Может быть даже в сторону ослабления.
Разные обязательства
Дело в том, что у нас курс тенге не полностью рыночный. Нацбанк проводит сдержанную политику. Невыгодно, чтобы нацвалюта была слишком крепкой, так как у нас есть различные обязательства — к примеру, многим госслужащим планировали поднять зарплату на 25-50% в этом году. Увеличиваются затраты, в том числе и на социальные программы. Инфляция будет расти. Все это будет влиять на ослабление курса тенге.
При этом государство по каким-то направлениям сокращает доходную часть — по амнистии налогов, по налогам малого и среднего бизнеса. Бюджет будет пополняться за счет повышения нефтяных котировок. Видели, курс рубля растет? По сути, наш тенге девальвирует. Это незаметно на фоне роста нефти. А вот если нефть сильно упадет, это увидят все.
Проблема фиксированного курса
— А что на него может повлиять? – удивился Айдархан Кусаинов. Здесь все очень просто. Курс управляется Нацбанком, поэтому прогнозы теряют смысл. Я не могу прогнозировать настроение его председателя и вообще Нацбанка. В этом проблема фиксированного курса.
Есть дурацкая идея, что если курс будет фиксированным, бизнес начнет что-то там планировать, появится стабильность, предсказуемость и прочее. Но это абсолютная глупость.
Потому что когда у вас тенге плавает и зависит от каких-то экономических факторов, вы действительно можете считать и прогнозировать курс. Потому что вы сопоставляете разные факторы, звоните экспертам. У экспертов будет разное мнение, и вы выбираете какое-то среднее значение.
Если курс фиксирован, значит, он управляется центральный банком. А это в свою очередь означает, что вся экспертиза сводится к тому, чтобы угадать настроение Центрального банка. И, как вы понимаете, экспертиза становится бессмысленной. Поэтому идеология фиксированного курса, который якобы увеличивает прогнозируемость, спорна. Да, в коротком периоде увеличивает. Вы спрашиваете, что будет в январе? Я вам скажу: столько же, будет такой же курс.
А если вы спросите, что будет через пять лет, я отвечу: в принципе не знаю.
Если бы курс был свободно плавающий, я бы мог делать долгосрочный прогноз. И вы, не поверив мне, узнали бы у второго, у пятого эксперта. Поэтому с точки зрения того, что у нас практически фиксированный курс, я всегда буду отвечать: будет то же самое.
Источник stanradar.com