Традиционно Украина относится к СНГ как к историческому пережитку, отношения на данном направлении развиваются довольно медленно и без особого энтузиазма – в том числе и в сфере торговли. СНГ – прошлое, Европа – будущее, так во многом выстроена официальная риторика Украины. В связи с этим Украина сосредоточена на отношениях в основном со своими непосредственными соседями, странами Балтии и ГУАМ.
Центральная Азия как регион долгие годы выпадала из поля зрения Украины. Однако в последнее время все чаще звучат голоса украинских политиков, говорящие о необходимости развивать связи со странами Центральной Азии и использовать потенциал прошлого – своего рода постсоветскую инерцию.
С этой точки зрения интересны отношения Украины и Казахстана. Украинские власти понимают, что Казахстан – перспективный партнер, но как выстраивать отношения после стольких лет затишья и упущенных возможностей? В отношениях с Россией – серьезные трудности (а это влияет на экономическую и инфраструктурную сферы), а с ЕАЭС отношения сейчас еще де-факто отсутствуют.
Сегодня основной акцент в торговле с Казахстаном делается на сферы авиа-, машиностроения и энергетики – особенно важные для Украины направления, – но не стоит упускать из виду и аграрный потенциал. Обе страны считают сельскохозяйственную сферу критически важной для своего развития, Украина и вовсе претендует на роль важнейшего поставщика аграрной продукции на мировом рынке.
За время президентства Порошенко торговля между Украиной и Казахстаном заметно снизилась – если в 2013 году на Украину приходилось 3,2% всей внешней торговли Казахстана, то в 2018 осталось уже только 1,6%. В 2013-м году, по данным казахстанской стороны, товарооборот между странами достигал 4,3 млрд. долл., после 2014-го значительно снизился до 2,88 млрд. долл., а в 2018-ом и вовсе составил 1,46 млрд. долл. При этом импорт товаров из Украины в Казахстан стабильно все эти годы снижается.
Серьезную роль в этом, безусловно, сыграл запрет России на транзит украинских товаров в Казахстан и Кыргызстан через территорию России, действующий с 2016-го по июль 2019-го года. Он был введен в ответ на начало действия зоны свободной торговли Украины и ЕС. В итоге товарооборот упал не только с Казахстаном, но и с другими странами Центральной Азии, а альтернативный путь ТРАСЕКА через Черное море, Грузию, Азербайджан и Каспийское море оказался слишком дорогим для Украины – на 30-40% затратнее, чем через Россию. Теперь, после недавнего снятия запрета, такой транзит возможен при соблюдении перевозчиками необходимых условий – использования пломб на основе технологии ГЛОНАСС и наличия у украинских водителей соответствующих учетных талонов.
Еще одна сложность в торговле связана с различным техническим регулированием – Казахстан приводит внутренние правила в соответствии с регламентами ЕАЭС, Украина из-за Соглашения об ассоциации адаптируется к законодательству Евросоюза. Одним из способов разрешения такого несоответствия должно стать создание совместных предприятий на территории Казахстана и Украины.
И для Украины, и для Казахстана зерновые культуры – важные статьи экспорта. Основные покупатели казахстанского зерна – Азербайджан, Афганистан, Иран. Постепенно Казахстан осваивает рынки Китая, Ближнего Востока, стран ЕС. До 2015 года Казахстан закупал у Украины подсолнечное масло, а до 2017-го – тростниковый сахар, но сейчас поставки не производятся. В последние годы Казахстан и вовсе наращивает экспорт подсолнечного масла собственного производства – продает его преимущественно Китаю, Таджикистану, Узбекистану.
Экспортный рынок зерна Украины примерно в два раза больше казахстанского, для Украины главные страны-импортеры зерна – Египет (стабильно первое место с 2011 года), Испания, Нидерланды, Китай. Подсолнечного масла больше всего импортируют Индия, Китай, Нидерланды. Интересно, что у Казахстана основная зерновая культура, идущая на импорт – пшеница, у Украины в последние годы на первые место выходит кукуруза – в первую очередь из-за небывало хороших урожаев.
При данных раскладах сложно говорить о прямой конкуренции Казахстана и Украины на зерновом рынке. До кризиса в 2013 году с подачи Украины даже обсуждалось создание украинского-казахстанско-российского зернового пула. Такой проект мог бы появиться, если бы Украина вступила в Таможенный союз, велись обсуждения на уровне правительств, но дальнейший кризис и смена власти перечеркнули проект.
Обе стороны сегодня говорят о большом потенциале развития торговли и сотрудничества, однако пока это в большей степени остается на уровне деклараций.
Порошенко пытался заручиться поддержкой Казахстана, и в 2015 году с официальным визитом посетил Астану. Согласно подписанному в 2015 году совместному плану сотрудничества Украины и Казахстана на 2015-2017 годы украинская сторона должна была поделиться с Казахстаном своим опытом в сельскохозяйственной сфере и обеспечить технологическое содействие в строительстве казахстанских комбикормовых заводов, элеваторных и зерноочистительных комплексов. Некоторые примеры такого сотрудничества действительно есть – оборудование «Олис» (Одесса) внедрено в компанию по продаже круп «РахатОпт» (Петропавловск, Казахстан), казахстанские предприятия покупают элеваторное оборудование «Лубнымаш» (Полтавская обл., Украина). Но это частные примеры, на высоком государственном уровне тема далее не развивалась.
Украина также является привычным рынком для минеральных удобрений из Казахстана, которые важны для выращивания и урожайности аграрных культур. В год в среднем на Украину поставляется 113 тыс. тонн минеральных удобрений, производимых на двух казахстанских предприятиях – «Казфосфат» и «КазАзот».
Для экспорта агропродукции Украины привлекателен не только Казахстан, но и другие страны Центральной Азии. И без выстраивания отношений с ЕАЭС и урегулирования многих вопросов в отношениях с Россией сделать это будет сложнее и затратнее – в первую очередь это касается вопросов транзита через страны Союза и выстраивания отношений не только с Казахстаном, но и Кыргызстаном. В свою очередь развитие отношений с Казахстаном может стать для Украины шагом к будущему диалогу с ЕАЭС, который так или иначе неизбежен в среднесрочной перспективе.
В 2019 году Украина начала антидемпинговое расследование в отношении поставок подшипников и минеральных удобрений из Казахстана, а в процессе переговоров с казахстанской стороной встречно подняла вопрос об антидемпинговых расследованиях ЕАЭС и торговых мерах отдельных его членов в отношении украинских товаров. Фактор ЕАЭС становится абсолютно зримым даже в двусторонних отношениях.
Отсутствие серьезной конкуренции между Украиной и Казахстаном в сельскохозяйственной сфере могло бы стать хорошим подспорьем для дальнейшего развития торговли и создания совместных проектов. Сейчас страны ЕАЭС находятся в стадии формирования и реализации согласованной политики в агропромышленном комплексе, о едином зерновом и аграрном рынке говорить и вовсе рано. Это хороший момент для Украины зайти со своим предложением. Пока, правда, высока вероятность, что политика победит торговлю – в этом случае Центральная Азия так и останется для Украины «забытым регионом».
Источник stanradar.com